Наблюдение как процедура банкротства курсовая

Наблюдение как процедура банкротства

Наблюдение как процедура банкротства курсовая

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

                                       Кафедра маркетинга и рекламы

Коломиец Ксения Александровна

Реферат на тему

«Наблюдение как процедура банкротства»

3 курс, 8 группа

Москва  2010

  1. Введение ……………………………………………………………………3
  2. Особенности процедуры наблюдения ……………………………………. 4
  3. Цели, задачи и особенности правового регулирования наблюдения………………………………………………………………….6
  4. Заключение ………………………………………………………………..10
  5. Список литературы ……………………………………………………….11

Введение

Система банкротства включает целый ряд логических причинно-следственных, организационных и методических средств, обеспечиваемых государственными органами власти. Исходный пункт системы банкротства — установление принципов и целей, которые должны быть достигнуты в результате функционирования ее механизмов.

Процедура наблюдения – важнейшая процедура банкротства, введенная Федеральным законом от 8 января 1998 года № 6-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”, является процедурой российского законодательства, регулирующего вопросы несостоятельности субъектов хозяйственной деятельности. Данная процедура является одной из самых сложных и ответственных: итогом проведения процедуры наблюдения является принятие решения о дальнейшей судьбе должника.

Основной целью данной процедуры является принятие комплекса мер, направленных на сохранение имущества должника, проведение анализа финансово-экономического и хозяйственного состояния должника, установление размера задолженности перед кредиторами.

Наблюдение является обязательной процедурой при рассмотрении дел о банкротстве, в отличие от таких процедур банкротства, как внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение, которые могут применяться либо не применяться в делах о банкротстве, которая вводится на основании определения арбитражного суда. Существует исчерпывающий перечень случаев, когда наблюдение не вводится.
  1. Особенности процедуры наблюдения

Наблюдение, согласно статье Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)”, – процедура банкротства, применяемая к должнику с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом до момента, определяемого в соответствии с данным Федеральным законом, в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа финансового состояния должника. Эта процедура позволяет сбалансировать законные интересы участников дела о банкротстве, в частности предупредить злоупотребление правами, как со стороны должника, так и со стороны кредиторов. При введении наблюдения арбитражный суд назначает временного управляющего, который наделен контрольно-распорядительными полномочиями, направленными на обеспечение сохранности имущества должника и защиту законных интересов лиц, участвующих в деле о банкротстве.

Временный управляющий действует параллельно с руководством должника, поскольку осуществление рассматриваемой процедуры не является основанием для отстранения руководителя должника и иных органов его управления, которые продолжают осуществлять свои полномочия, правда, с некоторыми ограничениями. Деятельность управляющего происходит в двух основных направлениях: во-первых, это контроль над действиями руководства должника (в том числе обеспечение сохранности его имущества); во-вторых, изучение финансового состояния должника с целью определения возможности и целесообразности проведения реорганизационных либо ликвидационных процедур. Временный управляющий имеет возможность контролировать процесс функционирования предприятия без его прекращения, если это отвечает интересам должника и кредиторов.

В период наблюдения выявляется размер требований кредиторов, определяются конкурсные кредиторы и количество , принадлежащих каждому кредитору на собрании кредиторов. Временный управляющий созывает первое собрание кредиторов, которому докладывает результаты финансового анализа и предложения о дальнейшей судьбе должника.

Наблюдение заканчивается в момент вынесения соответствующего решения (определения) арбитражного суда по существу рассматриваемого дела либо о прекращении производства по делу в случаях, предусмотренных законом. Работа, проведенная в период наблюдения, является необходимой основой для проведения иных назначаемых арбитражным судом процедур банкротства.

  1. Цели, задачи и особенности правового регулирования наблюдения

Основное предназначение процедуры наблюдения – обеспечить возможность принятия кредиторами и судом объективного решения о судьбе предприятия должника, соответствующего как микроэкономическим, так и макроэкономическим целям, поставленным законодателем, при регулировании вопроса несостоятельности.

Важнейшей целью процедуры наблюдения является сохранение имущественного комплекса должника в период “подготовки” к решению кругом уполномоченных заинтересованных лиц его судьбы.

Реализация каких-либо действий по восстановлению платежеспособности должника, реконструкции его деятельности, погашению долгов возможна лишь при сохранении в неизменном виде имущественной базы должника до момента окончания процедуры наблюдения.

Для возможности принятия решения о дальнейшей судьбе должника должна быть выявлена объективная картина состояния его бизнеса.

Создание необходимой информационной базы поручается арбитражному управляющему, который является квалифицированным специалистом в данной отрасли. Для выполнения своих функций временный управляющий наделяется достаточными полномочиями.

В то же время он сам находится под контролем кредиторов, которые могут обжаловать его действия в арбитражном суде.

Для реализации этой цели используется, прежде всего механизм анализа финансовой деятельности должника, результаты которого доводятся до сведения кредиторов должника. Описывая в докладе кредиторам истинную картину финансового состояния, временный управляющий дает им возможность принять приемлемое для них решение.

Не всегда кредиторам выгодна ликвидация должника. Иногда более выгодно подождать, когда платежеспособность организации восстановится, и затем получить долги, проценты и возмещение убытков в полном размере, либо преследуются цели не потерять рынок сбыта. Все эти вопросы могут быть решены именно в период наблюдения.

Введение арбитражным судом процедуры наблюдения призвано реализовать также такую цель государства, как обеспечение равной меры защиты всех участников хозяйственной деятельности. Процедура наблюдения соответственно имеет своей целью, обеспечение правового равенства участников процесса несостоятельности.

Арбитражному суду для обеспечения возможности принятия справедливого, не ущемляющего прав участников процесса, решения на протяжении процедуры наблюдения также представляется возможность тщательно подготовиться к разбирательству дела, рассмотреть спорные требования, установить истинный размер требований кредиторов и тем самым определить задолженность должника еще до судебного разбирательства. Таким образом, перед вынесением решения арбитражный суд и каждый участник процесса могут иметь определенное представление о финансовом состоянии должника.

На период наблюдения вводятся определенные ограничения полномочий органов юридического лица по распоряжению его имуществом.

Вместе с тем, в отличие от иных процедур банкротства (внешнее управление, конкурсное производство), руководитель юридического лица – должника не отстраняется от должности.

Контроль над сохранностью активов должника обеспечивается обязанностью его органов по предварительному согласованию определенных сделок с имуществом с временным управляющим и запрещению руководству должника совершать ряд сделок вообще.

Органы управления должника не вправе принимать решения по сделкам, связанным с реорганизацией (слиянием, присоединением, разделением, выделением, или преобразованием) и ликвидацией должника; решения о создании юридических лиц или об участии в иных юридических лицах; о создании филиалов и представительств; о выплате дивидендов; о размещении должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг; а также о выходе из состава участников – должника юридического лица, и о приобретении у акционеров ранее выпущенных акций.

Арбитражный суд вправе отстранить руководителя должника от должности в случае, если руководителем должника не принимаются необходимые меры по обеспечению сохранности имущества должника, чинятся препятствия временному управляющему при исполнении его обязанностей или допускаются иные нарушения требований законодательства Российской Федерации. В этих случаях исполнение обязанностей руководителя должника возлагается на временного управляющего.

Для сохранения имущества должника и обеспечения требований кредиторов законодателем установлено также ограничение на взыскания с должника имущества, а именно согласно Закону о банкротстве с момента введения наблюдения, аресты имущества должника и иные ограничения должника по распоряжению принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве.

Анализ финансового состояния должника, является другой задачей процедуры наблюдения, призванной помочь кредиторам и арбитражному суду разобраться с финансовым состоянием должника и определить, имеется ли возможность восстановить его платежеспособность.

Следующую задачу процедуры наблюдения можно определить, как выявление временным управляющим кредиторов и установление размера их требований.

Обязанность по выявлению кредиторов должника возложена законодателем на временного управляющего. Конкретное требование кредитора на момент его заявления может считаться установленным и неустановленным.

Установленным считается требование, которое признано должником или подтверждено вступившим в законную силу судебным решением. Неустановленное требование необходимо предъявить (в течение того же месячного срока, который установлен Законом о банкротстве для предъявления требований) арбитражному суду и должнику.

Установление размера требований каждого кредитора одна из обязанностей временного управляющего, осуществляемая им на стадии подготовки первого собрания кредиторов, поскольку при ании на собрании каждый кредитор обладает количеством , пропорциональным сумме его требований.

По общему правилу процедура наблюдения вводится определением арбитражного суда. В соответствии с Законом о банкротстве, наблюдение не применяется к должнику, в отношении которого принято решение о ликвидации, и отсутствующему должнику, (так называемые упрощенные процедуры банкротства), а также к организациям, осуществляющим незаконную деятельность по привлечению денежных средств граждан.

Законом о банкротстве установлены некоторые особенности процедуры наблюдения для определенных категорий должников: сельскохозяйственных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств; профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Введение наблюдения влияет на производство дел, связанных с взысканием денежных средств и другого имущества должника, а также на исполнительное производство по уже вынесенным судебным решениям, причем различный правовой режим устанавливается для вступивших и не вступивших в силу судебных решений.

Если на момент введения наблюдения дело находится в производстве суда (общей юрисдикции, арбитражного, третейского), то продолжение судебного разбирательства зависит от кредитора по конкретному требованию. Производство по делу, связанному с взысканием имущества должника, может быть приостановлено по ходатайству кредитора.

В случае отсутствия ходатайства производство по делу продолжается и завершается вынесением решения. Однако это решение не может быть исполнено немедленно.

Правда, наличие судебного решения, подтверждающего требование кредитора, переводит это требование в разряд установленных, что избавляет арбитражный суд от необходимости проверять его обоснованность. 

Заключение

Наблюдение – одна из процедур банкротства, применяемая к должнику с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом до момента, определяемого в соответствии с Законом о банкротстве, в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа финансового состояния.

Источник: https://www.referat911.ru/Byudjet/nabljudenie-kak-procedura-bankrotstva/40818-1341141-place1.html

Наблюдение как процедура несостоятельности (банкротства)

Наблюдение как процедура банкротства курсовая

ЯКУТСКИЙ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПРОФСОЮЗОВ

«АКАДЕМИИ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ»

Юридический факультет

Кафедра «Гражданское и трудовое право»

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: Наблюдение как процедура несостоятельности (банкротства)

                                                                      Выполнил: студент 4 курса

                                            гр. Ю-10-зв

                                          Никифоров Михаил Дмитриевич

                                                                                Проверил: преподаватель к. ю. н.

                                                   Рабинович А.Д.

Якутск 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕДУРЫ НАБЛЮДЕНИЯ………6

    1. Понятие, цели и последствия процедуры наблюдения…………………..…6
    2. Правовое положение должника в процессе наблюдения..………………..11
    3. Правовой статус временного управляющего………………………………23

ГЛАВА 2. ИСПОЛНЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ НАБЛЮДЕНИЯ………………………28

2.1. Правовой механизм сохранения имущества должника и анализ финансового состояния должника…………………………………………..………………………28

2.2.  Установление размеров требований кредиторов……………………………35

2.3. Окончание процедуры наблюдения……………………………………………41

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….44

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ……………………………………………………………48

ВВЕДЕНИЕ

Несостоятельность (банкротство) — одна из старейших экономических и юридических категорий, известных еще правовой системе Древнего Рима. Этот институт всегда выступал в качестве одного из ключевых регуляторов экономических процессов в обществе, обеспечивал стабильность и устойчивость хозяйственного оборота.

Социально-экономическая важность института банкротства диктовала необходимость разработки специального законодательства, способного обеспечить адекватное правовое регулирование комплекса вопросов, связанных с банкротством.

На сегодняшний день соответствующие отрасли законодательства существуют во всех странах с рыночной экономикой.

Правовой институт банкротства — сравнительно новая категория для современного российского права. Только в 1992 году с принятием Закона РФ №3929-1 “О несостоятельности (банкротстве) предприятий” в отечественном праве впервые за много лет нашел законодательное закрепление сам термин “несостоятельность (банкротство)”, а также составляющие его существо процедуры.

В настоящее время в Российской Федерации, в основном, сформировалась система законодательства о банкротстве.

Центральное место в ней отводится Федеральному закону “О несостоятельности (банкротстве)”, принятому в 2002 году, нормативно развивающему общие положения о банкротстве юридических лиц, включенные в Гражданский Кодекс Российской Федерации.

Действие Закона о банкротстве распространяется на все юридические лица, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации.

Актуальность исследования обуславливается тем, что процедура наблюдения – первая из возможных процедур банкротства, в рамках которой осуществляется комплекс мер, направленных на сохранение имущества должника, проведение анализа финансово-экономического и хозяйственного состояния должника, установление размера задолженности перед кредиторами.

В отличие от таких процедур банкротства, как внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение, которые могут применяться либо не применяться в делах о банкротстве, наблюдение является обязательной процедурой при рассмотрении дел о банкротстве, которая вводится на основании определения арбитражного суда. Существует исчерпывающий перечень случаев, когда наблюдение

Целью работы является исследование наблюдения как процедуры несостоятельности (банкротства) и разработка предложений по совершенствованию действующего законодательства в Российской Федерации.

В связи с поставленной целью задачами работы являются:

– рассмотреть понятие, цели и последствия процедуры наблюдения;

– раскрыть правовое положение  должника в процессе наблюдения;

– проанализировать правовой статус временного управляющего;

– охарактеризовать правовой механизм сохранения имущества должника и анализ финансового состояния должника;

– рассмотреть установление размеров требований кредиторов;

– охарактеризовать окончание процедуры наблюдения.

Поставленная цель и задачи предопределили структуру работы, она состоит из ведения, двух глав, объединяющих в параграфы, заключения и списка источников.

При написании курсовой работы были использованы сравнительно-правовой и логический методы, а также анализ нормативных правовых актов и литературных и периодических источников.

         В первой главе раскрывается общая характеристика процедуры наблюдения. Вторая глава посвящена исполнению процедуры наблюдения.

Нормативную базу исследования составили: Конституция Российской Федерации (в редакции от 30 декабря 2008 г.)1,  Гражданский   кодекс   Российской   Федерации, часть первая  от 30 ноября 1994 г. (в редакции от 29 июня 2012 г.) (далее ГК РФ)2, Гражданский кодекс Российской Федерации,  часть вторая от 26 января 1996 г. (в редакции от 17 июля 2012 г.

)3, Федеральный закон  «О несостоятельности (банкротстве)» (в редакции от 19 июля 20012 г.

)4, Постановление Правительства Российской  Федерации «Об утверждении Положения о Федеральной службе  России  по финансовому оздоровлению  и банкротству» (утратил силу)5, Постановление Правительства Российской  Федерации «О  мерах по повышению эффективности применения  процедур  банкротства»6.

При написании курсовой работы автор руководствовался научными трудами таких авторов, как Алексеева И.В., Анохин В., Братчикова Н., Васильев Ю.А., Глушко Е., Григоренко С., Дегтеревская А. А., Евстафьева Е.М., Ильичев М.Ю., Курбатов А., Лаптев В.В., Лапуста М.Г., Никитин Е., Плешакова А.В., Рукина Г.Ф.  и других.

         Материалы работы могут быть использованы в правоприменительной практике, при совершенствовании действующего  законодательства Российской Федерации.

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕДУРЫ НАБЛЮДЕНИЯ

1.1. Понятие, цели и последствия процедуры наблюдения

В соответствии со статьей 2 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве) ”7, наблюдение признается процедура банкротства, применяемая к должнику с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом до момента, определяемого в соответствии с данным Федеральным законом, в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа финансового состояния должника. Эта процедура позволяет сбалансировать законные интересы участников дела о банкротстве, в частности предупредить злоупотребление правами, как со стороны должника, так и со стороны кредиторов.

Представляется, что сущность процедуры наблюдения связана с таким признаком современного законодательства о несостоятельности, как возможность проведения в рамках дела о банкротстве восстановительных процедур.

Это значит, что указанная процедура прежде всего направлена на выявление перспектив осуществления реорганизационных мероприятий.

В связи с этим главной целью наблюдения является проведение анализа финансового состояния должника с целью определения возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника в порядке и в сроки, установленные Законом о банкротстве.

“Именно в ходе анализа финансового состояния должника можно сделать вывод о материальной основе дела о банкротстве и о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, а также удовлетворения требований кредиторов”8.

В период наблюдения выявляется размер требований кредиторов, определяются конкурсные кредиторы и количество , принадлежащих каждому кредитору на собрании кредиторов. Временный управляющий созывает первое собрание кредиторов, которому докладывает результаты финансового анализа и предложения о дальнейшей судьбе должника.

Наблюдение заканчивается в момент вынесения соответствующего решения (определения) арбитражного суда по существу рассматриваемого дела либо о прекращении производства по делу в случаях, предусмотренных законом. Работа, проведенная в период наблюдения, является необходимой основой для проведения иных назначаемых арбитражным судом процедур банкротства.

В юридической литературе выделяют обеспечительную и подготовительную функции наблюдения. Обеспечительная функция позволяет создать условия для сохранения имущества должника, имеющегося на момент возбуждения дела о банкротстве.

Подготовительная функция заключается в содействии организации подготовки дела к судебному разбирательству9.

Наблюдение в процессуальном смысле рассматривается “как применение меры по обеспечению требований кредиторов и исполнения решения о признании должника банкротом”10.

По российскому Закону о банкротстве 2002 г. процедура наблюдения как бы выносится за рамки процедуры банкротства как таковой и является, по сути, дополнительной.

Ее цель состоит в установлении, действительно ли должник не в состоянии удовлетворить требования кредиторов или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в полном объеме на момент принятия арбитражным судом заявления о банкротстве.

Введение такой процедуры позволяет, с одной стороны, определить финансовое состояние должника, а с другой – сохранить его имущество.

Процедура наблюдения вводится по результатам рассмотрения обоснованности требований заявителя к должнику, за исключением случаев возбуждения дела на основании заявления должника, когда наблюдение вводится с даты принятия арбитражным судом заявления должника к производству. Представляется, что законодательное закрепление необходимости проверки требований кредиторов и уполномоченного органа в специальном судебном заседании позволит исключить возможность необоснованного ограничения прав должника.

Вместе с тем Законом предусмотрены некоторые исключения из этого правила. Так, наблюдение не применяется к должнику, в отношении которого принято решение о ликвидации, к отсутствующему должнику, к должнику-гражданину.

Кроме того, Законом установлены некоторые особенности осуществления данной процедуры в отношении отдельных категорий должников, а именно: сельскохозяйственных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств, профессиональных участников рынка ценных бумаг.

В частности, на профессиональных участников рынка ценных бумаг не распространяются ограничения на совершение сделок, предусмотренных Законом, а именно: на сделки с ценными бумагами его клиентов, совершаемые по их поручениям и подтвержденные клиентами после возбуждения производства по делу о банкротстве (ст.188 Закона о банкротстве 2002 г.). Обращает на себя внимание тот факт, что наблюдение должно быть завершено с учетом сроков рассмотрения дела о банкротстве, т.е. не более чем через семь месяцев с даты поступления заявления о банкротстве в арбитражный суд.

Введение процедуры наблюдения влечет за собой возникновение определенных правовых последствий. Среди таких последствий Закон о банкротстве 2002 г. называет следующие:

1) имущественные требования к должнику могут быть предъявлены только с соблюдением порядка, предусмотренного законом. С момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом кредиторы не вправе обращаться к должнику в целях удовлетворения их требований в индивидуальном порядке;

2) по ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств и (или) иного имущества. Не подлежат приостановлению производства по делам о признании сделок недействительными и другим делам, при рассмотрении которых к должнику не заявляются требования, связанные со взысканием с него денежных средств;

3) приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям должника. Однако закон устанавливает исключение из общего правила: не приостанавливается производство по делам о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов, а также о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью.

Следует обратить внимание, что исполнительное производство по данным делам не будет приостановлено лишь при условии, что судебные решения, на основании которых возбуждены исполнительные производства, вступили в силу до момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом;

4) запрещается удовлетворение требований участника должника – юридического лица о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом его из состава участников.

Поскольку участники юридического лица не признаются законом его кредиторами, следовательно, удовлетворение их требований производится только после полного удовлетворения требований кредиторов из оставшегося имущества должника по завершении конкурсного производства;

5) запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам;

6) не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается очередность удовлетворения требований кредиторов.

Поскольку должник ограничивается в распоряжении своими средствами, после введения наблюдения определение об этом направляется в банки и иные кредитные организации, с которыми должник имеет договор банковского счета (данные о счетах должника предоставляются самим должником либо запрашиваются в налоговых органах), в суд общей юрисдикции, главному судебному приставу по месту нахождения должника, в налоговые и иные уполномоченные органы.

Источник: https://www.myunivercity.ru/%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE/%D0%9D%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D1%8E%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%BA%D0%B0%D0%BA_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D0%B4%D1%83%D1%80%D0%B0_%D0%BD%D0%B5%D1%81%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8_%D0%B1%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%80%D0%BE%D1%82%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0/77348_1489490_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B01.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.