Основные формы устройства детей сирот

Формы устройства детей без попечения родителей

Основные формы устройства детей сирот
Юридическая энциклопедия МИП онлайн – задать вопрос юристу » Семейное право » Опека и усыновление » Формы устройства детей без попечения родителей

Защита детей, которые остались без родительского попечения, является обязанностью государства. Одним из ее проявления является устройство детей.

Защита детей, которые остались без родительского попечения, является обязанностью государства. Одним из ее проявления является устройство детей. Законодателем определены три формы, в рамках которых сироты и дети, лишенные родительской опеки, могут быть устроены.

Одной из таких форм является усыновление. Под усыновлением необходимо понимать принятие ребенка, признанного сиротой, в семью, где он будет считаться кровным родственником, являться носителем прав и обязанностей, вытекающих из такого принятия.

Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в форме усыновления, является для государства приоритетным. После прохождения процедуры усыновления, родители, принявшие ребенка, являются носителями обязанности по его воспитанию, развитию и содержанию.

Существует ряд ограничений в отношении детей, которые не могут быть усыновлены.

Установление опеки и попечительства означает передачу ребенка в семью на праве воспитанника. Детям, которые не достигли 14 лет, назначается воспитатель – опекун. Попечитель назначается детям, возраст которых находится в пределах 14 – 18 лет.

Лицо, принявшее на себя опеку над несовершеннолетним, наделяется практически полным спектром прав, которые были бы присущи родителю по воспитанию, обучению и содержанию несовершеннолетнего. Такие лица принимают на себя ответственность за действия ребенка, принятого под опеку.

Обязанностью органов опеки является осуществления регулярного контроля за условиями, в которых проживает ребенок, его воспитанием и обучением. Назначение опеки может быть осуществлено с установлением ее срока или без него.

Статистика показывает, что опека нередко выступает в виде промежуточной формы, используемой на пути усыновления ребенка.

Дети, которые не имеют опеки со стороны биологических родителей, могут быть устроены в приемную семью. Пребывание ребенка в приемной семье осуществляется в договорном порядке.

Над ребенком, который передается на воспитание приемной семье, устанавливается опека или попечительство, в зависимости от его возраста. Договор о передаче ребенка в приемную семью является срочным.

Сторонами его заключения выступают приемные родители или родитель, а также орган опеки и попечительства. Как правило, сирот передают на воспитание приемной семьи в том случае, если усыновить или взять под опеку такого ребенка невозможно.

Примером может послужить фактическое воспитание в одной приемной семье нескольких братьев и сестер. Таким образом, при помощи домашнего воспитания обеспечивается процесс развития детей, их обучения и содержания.

Данные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, имеют различные основания, среди которых судебное решение и договор, но все они направлены на удовлетворение интересов ребенка.

Оперативная помощь специалиста по усыновлению

Основания установления опеки и попечительства

Детьми, оставшимися без родительского попечения, считают тех детей, у которых умерли родители или имеют статус недееспособных, а также тех, у которых родителей лишили или ограничили в их правах. Такие дети нуждаются в социальной защите, которую обеспечивается государство в лице органов опеки и попечительства.

Единственной причиной, по которой в отношении детей устанавливается опека или попечительство, является утрата родительского попечения в их отношении. Установление такого правового положения ребенка осуществляется с целью воспитания данной категории детей, а также защиты тех прав и интересов, которыми они наделены. Данное положение законодательно закреплено в ст. 45 СК и 31 ГК РФ.

В отношении малолетнего ребенка, который не достиг 14-летнего возраста, устанавливается опека. Попечитель назначается детям, находящимся в возрасте 14 – 18 лет.

Оба понятия не имеют существенных различий в разрезе воспитательного и образовательного направления. Отличие понятий имеет важность в сфере осуществления имущественных прав детей. Здесь большое значение придается именно возрастному критерию ребенка.

С точки зрения гражданско-правовых норм, опека и попечительство есть способом восполнения объема дееспособности.

Малолетние дети, возраст которых находится в промежутке 6 – 14 лет, имеют право на самостоятельное совершение ограниченного круга сделок, среди которых: мелкие бытовые сделки; действия, результат которых направлен на безвозмездное достижение выгода; сделки, которые не требуют нотариальных и регистрационных процедур; сделки, связанные со свободным распоряжением средствами, которые предоставлены законными представителями.

Иные виды сделок совершаются в интересах малолетнего опекуном или лицом, выступающим его законным представителем. Участие опекуна позволяет малолетнему ребенку являться участником любых гражданских правоотношений.

Наибольшим кругом прав обладают несовершеннолетние дети, возраст которых находится в границах 14 – 18 лет. Они являются практически полноправными участниками гражданско-правовых отношений.

Такие дети имеют право на самостоятельное совершение сделок, которые предусмотрены для лиц, находящихся в возрасте с 6 до 14 лет.

Также, закон позволяет им: осуществлять распоряжение собственным заработком, стипендией и иным доходом; нести авторские права, права изобретателя, а также иные права, связанные с интеллектуальной деятельностью; вкладывать средства в учреждения кредитной сферы, а также осуществлять распоряжение ими.

Иные виды сделок могут быть совершены только при наличии письменного согласия попечителя или законного представителя, что является проявлением защиты прав несовершеннолетнего в гражданско-правовом обороте.

Процедура установления опекунства и попечительства, равно, как и их прекращение, регламентируется нормами гражданского права. ГК наделяет органы опеки и попечительства всем спектром прав и функциональных обязанностей по установлению данной формы устройства детей, оставшихся без родительского попечения.

Порядок устройства детей, оставшихся без попечения родителей

Определить порядок действий, необходимый для устройства ребенка, не имеющего родительского попечения, можно исходя из формы, в рамках которой он передается на воспитание в новую семью.

При усыновлении, подразумевающим принятие детей в семью на правах кровных, потребуется прохождение судебной процедуры, результатом которой станет решение суда об усыновлении.

Дата вступления решения суда в силу является день, с которого у ребенка появляются новые родители, а у родителей – круг прав и обязанностей в отношении несовершеннолетнего.

Усыновление не имеет сроков, что говорит о продолжении существования взаимных прав и обязанностей, определенных законодателем среди родителей и их детей.

Установление опеки или попечительства, являющееся принятием ребенка на воспитание в семью, осуществляется на основании приказа органа опеки и попечительства.

Основное предназначение такой формы устройства ребенка относится к защите прав и интересов ребенка, без порождения родительских правоотношений. Такой вид устройства является срочным.

Опека прекращается с момента наступления 14-летия ребенка, а попечительство датой совершеннолетия.

Договорную основу имеет устройство детей оставшихся без попечения родителей в виде передачи на воспитание в приемные семьи. Права, возникающие у приемных родителей, не ограничиваются только полномочиями опекуна или попечителя.

Такие лица являются законными представителями несовершеннолетнего. Передача ребенка происходит на основании договора, который подписывается между приемными родителями или отдельным гражданином и органами опеки. Срок действия такого договора устанавливается соглашением обеих сторон.

Передача в семью на воспитание (усыновление, удочерение)

Наиболее и длительной и процессуально сложной формой устройства ребенка является усыновлением. Дети, являющиеся сиротами, передаются в семью в порядке усыновительной процедуры, в качестве кровного ребенка. Такая передача порождает у усыновивших весь спектр прав и обязанностей родителя, а у ребенка те права и обязанности, которые присущи родным детям.

Усыновление происходит в судебном порядке. В некоторых случаях, мнение ребенка о своем усыновлении, может быть принято судом во внимание. Судебное решение об усыновлении дает возможность новым родителям изменить личные данные ребенка: его имя, отчество, фамилию.

В большинстве случаев, процедуре усыновления предшествует опека или попечительство над ребенком.

После того, как усыновленный ребенок передан на воспитание усыновителям, орган опеки и попечительства контролируют жизнь ребенка в новой семье, при обязательном соблюдении тайны усыновления.

Такие проверки осуществляются по истечении 6 месяцев, со дня передачи ребенка, через год и на протяжении последующих двух лет, по одному разу в год. При наличии необходимости, такие обследования могут быть продолжены.

Передача в организацию для детей-сирот

Формы устройства детей, оставшихся без родительского попечения, включают в себя их помещение в организации, предусмотренные для детей сирот. В качестве таких организаций могут выступать образовательные, медицинские, социальные и некоммерческие организации, форма деятельности которых соответствует цели размещения и воспитания сирот и детей, не имеющих родительского попечения.

Контроль за условиями пребывания несовершеннолетних детей, равно как и процедура их помещения в такие учреждения, возложена на органы опеки и попечительства.

Передача ребенка в организацию, предусмотренную для воспитания сирот, не требует установления опеки или попечительства в отношении ребенка. Она характеризуется критерием срочности, что говорит о завершении пребывания ребенка в учреждении с момента совершеннолетия.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация – разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Источник: https://advokat-malov.ru/opeka-i-usynovlenie/formy-ustrojstva-detej-bez-popecheniya-roditelej.html

Дети-сироты. Формы устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей

Основные формы устройства детей сирот

Статья возможно будет полезна гражданам, которые только задумываются о принятии ребенка в семью. В ней я расскажу о формах устройства ребенка в семью.

фото из Интернета

Законом предусмотрено 4 формы устройства детей в семью: усыновление, опека (попечительство), патронат и приемная семья. Расскажу о каждой форме поподробнее.

1. Усыновление – принятие ребенка в семью на правах кровного ребенка. Это форма пользуется приоритетом. Деток до трех лет с минимальными проблемами по здоровью отдают именно под усыновление. Поэтому, если Вы планируете принять в семью именно малыша, то готовьте документы, необходимые для получения заключения о возможности быть усыновителем.

Усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоих полов, за исключением:

• лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

• супругов, один из которых признан судом недееспособным или ограничено дееспособным;

• лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;

• лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;

• бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;

• лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права (перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 1 мая 1996 г. N 542)

Еще есть ограничения по доходу и жилищным условиям. О них необходимо узнавать в своей опеке, т.к. в разных регионах по разному.

Преимущества:

1. Возможность присвоить ребёнку фамилию усыновителя, поменять имя, отчество и, в некоторых случаях, дату рождения.

2. Возможность взять маленького ребенка с более менее нормальным здоровьем.

3. Кровные родственники ребенка будут лишены возможности общения с ним. Эта детка станет целиком и полностью Вашей.

4. Органы опеки и попечительства не будут ходить к Вам с проверкой.

5. Вам не нужно будет писать отчеты для органов опеки и попечительства.

6. Можно сохранить тайну усыновления.

7. При усыновлении предусмотрены все выплаты, что и при рождении ребенка, в том числе и материнский капитал, а также отпуск по уходу за ребенком до трёх лет.

На мой взгляд недостатка у этой формы устройства всего три

. Во-первых, усыновить можно только детей, которые подходят под форму устройства «усыновление», т.е чьи родители: умерли, неизвестны, признаны судом недееспособными или лишены судом родительских прав, во всех других случаях возможна только опека.

Во-вторых, обеспечение детей полностью ложиться на плечи родителей ( в некоторых регионах существует какая-то ежемесячная выплата).

В-третьих, ребенок лишается возможности получить жилплощадь после наступления совершеннолетия.

фото из Интернета

2.

Опека (попечительство)-вид семейного устройства малолетних, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет; попечительство устанавливается в возрасте от 14 до 18 лет.

Требования к опекунам почти как к усыновителям. Менее жёсткие они в части дохода, жилищных условий

Преимущества:

1. Опека устанавливается решением главы местного самоуправления, вследствие чего оформляется быстрее, чем усыновление, т.к. не требуется решение суда.

2. На опекаемого ребёнка выплачивается ежемесячное пособие, оказывается содействие опекуну в организации обучения, отдыха и лечения опекаемого.

3. По исполнении опекаемому 18 лет ему выделяется жильё, если его у него нет.

Недостатки:

1. Ребёнок имеет статус воспитываемого и в старшем возрасте может ощущать свою неполную принадлежность к семье

2. Возможны контакты с кровными родителями и родственниками ребёнка. Это, кстати, серьезный минус. О нем я расскажу в отдельной статье.

3. Регулярные визиты опеки в Ваш дом.

4. Отчеты перед опекой за использование денежных средств, которые государство ежемесячно выделяет на содержание подопечного.

Патронат – одна из узаконенных в ряде регионов РФ форм устройства детей,

оставшихся без попечения родителей, при которой ребёнок помещается на воспитание в семью патронатного воспитателя.

Преимущества:

1. Возможность поместить в семью патронатного воспитателя ребёнка, которому

2. Временно требуется замещающая семья или не имеющего статуса, позволяющего

3. Передать его под постоянную опеку или на усыновление и, в ином случае,

4. Обречённого попасть в приют, детский дом.

5. Менее жёсткие требования к кандидатам, чем при усыновлении, но более жёсткие, чем при опеке.

6. Стороны в договоре, представляющие государство, организуют обучение, отдых и лечение патронируемого, оказывают помощь в воспитании, в решении сложных проблем.

Недостатки:

1. Патронатный воспитатель обязан пройти специальную подготовку (обучение).

2. Работа по планам, устанавливаемым учреждением по патронату, постоянный

3. Контроль и отчётность за воспитание, и расходование выплачиваемых на содержание ребенка средств.

4. Ребёнок может быть изъят из семьи воспитателя по решению сторон договора.

5. Контакты с родителями и родственниками ребёнка, как правило,

обязательны и их регламент определяется по согласованию сторон.

6. Эта форма пока используется не везде, а только в отдельных регионах.

фото из Интернета

Приемная семья— это один из видов опеки и попечительства над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Отличие приемной семьи от простой опеки (попечительства) в том, что ребенка берут в семью на возмездной основе.

При таком устройстве ребенка в семью между органом опеки и попечительства и приемным родителем (родителями) заключается срочный договор о приемной семье (отношения, возникающие в результате заключения такого договора, регулируются не Трудовым, а Гражданским кодексом).

Срок нахождения ребенка в приемной семье определяется договором.

Размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье, определяются законодательством субъектов Российской Федерации и обязательно прописываются в договоре.

Приемным родителем может быть дееспособный гражданин, достигший 18 лет, желающий взять ребенка на воспитание и соответствующий требованиям к опекунам (попечителям).

Преимущества и недостатки как и при опеке. Плюсом еще идет заработная плата приемным родителям и занесение рабочего стажа в трудовую книжку.

Документы, необходимые для получения заключения о возможности быть усыновителем, опекуном:

– заявление с просьбой дать заключением о возможности быть усыновителем.

– краткая автобиография

– справка с места работы с указанием должности размера средней заработной платы за последние 12 месяцев или иной документ, подтверждающий доход. (действительна в течение года)

– медицинское заключение о состоянии здоровья (действительно в течение 6 месяцев)

– копия свидетельства о браке (если состоят в браке)

– копия свидетельства о прохождении подготовки лица, желающего принять на воспитание в свою семью ребенка

– письменное согласие родственников на проживание ребенка с учетом мнения детей, достигших 10 лет

– копия финансового лицевого счета и выписка из домовой (поквартирной) книги с места жительства или документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение

– справка МВД о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования.

– копия пенсионного удостоверения, справка из территориального органа Пенсионного фонда РФ или иного органа, осуществляющее пенсионное обеспечение (для граждан, основным источником доходов которых являются страховое обеспечение по обязательному пенсионному страхованию или иные пенсионные выплаты).

Опека может запрашивать еще какие-нибудь документы. Можно конечно с ними спорить и ссылаться на перечень документов, предусмотренный законом, но не стоит забывать, что с опекой придется еще долго и тесно сотрудничать, поэтому отношения портить не стоит. В случае устного отказа выдать заключение о возможности быть усыновителем, требуйте от опеки отказ в письменном виде.

В завершении статьи напомню, что каждый случай индивидуальный. Можно сначала взять ребенка под опеку, а потом усыновить его или же оформить приемную семью.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c6e65682684b000bcba26cb/detisiroty-formy-ustroistva-v-semiu-detei-ostavshihsia-bez-popecheniia-roditelei-5c91353e48001d00b4f607b7

Основные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Основные формы устройства детей сирот

Если Вы готовы подарить ребенку тепло своей души, стать для него самыми близкими людьми, заботиться о нем, передавать ему бесценный опыт семейной жизни, но не знаете с чего начать, Вы можете обратиться непосредственно в орган опеки и попечительства и получить бесплатную консультацию специалистов по охране детства по любым вопросам, связанным с устройством детей в семью. Семейные формы устройства детей наиболее приоритетны, т.к. они дают ребенку возможность получить положительный опыт семейной жизни, пройти внутрисемейный процесс социализации.

• усыновление;

• опека;

• опека по договору о приемной семье.

Усыновление (удочерение) 

Это приоритетная форма устройства ребенка в семью, при которой юридически устанавливаются родственные связи между ребенком и человеком или супружеской парой, не являющимися его родными отцом и матерью. Усыновленный ребенок приравнивается к кровному.

Все права и обязанности усыновленного ребенка приравниваются к правам и обязанностям родных детей.  Для родителей это – высшая степень ответственности за судьбу ребенка и его полноценное развитие.

Не каждый ребенок, оставшийся без попечения родителей, может быть усыновлен.

Усыновление проходит в судебном порядке. При усыновлении ребенку можно изменить имя, фамилия, отчество, а в некоторых случаях дату и место рождения.  Тайна усыновления ребенка охраняется законом. Ребенок, имеющий к моменту своего усыновления право на пенсию и пособия, полагающиеся ему в связи со смертью родителей, сохраняют это право и при его усыновлении.

Усыновителями, опекунами (попечителями), приемными родителями могут быть совершеннолетние дееспособные лица (ст.ст. 127, 146, 153 СК РФ). Не существует законодательного ограничения по старости.

Усыновитель или семья усыновителей на момент усыновления должны иметь доход, обеспечивающий усыновленному ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте РФ, на территории которого проживают усыновители.

Безвозмездная форма опеки (попечительства).

Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, а попечительство – над детьми от 14 до 18 лет. Опекун (попечитель) имеет практически все права родителя в вопросах воспитания, обучения, содержания ребёнка и ответственности за него.

Однако органы опеки и попечительства обязаны осуществлять регулярный контроль за условиями содержания, воспитания и образования ребенка. Опека может быть назначена на определённый срок или без срока.

Опекун (попечитель) осуществляет контроль за сохранением и использованием имеющегося у несовершеннолетнего ребенка движимого и недвижимого имущества, но сам не имеет права распоряжаться этим имуществом.

Устройство детей под опеку (попечительство) не влечет за собой возникновения между опекуном и опекаемым ребенком алиментных и наследственных правоотношений, вытекающих из законодательства Российской Федерации. Обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно. 

Дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на: – причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты; – сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством; Дети, находящиеся под опекой или попечительством, имеют право на содержание, денежные средства на которое выплачиваются ежемесячно в порядке и в размере, которые установлены законами субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, если опекуны или попечители назначаются по заявлениям родителей в порядке, определенном частью 1 статьи 13 Федерального закона “Об опеке и попечительстве”. Указанные денежные средства расходуются опекунами или попечителями в порядке, установленном статьей 37 Гражданского кодекса Российской Федерации.(ст.148 СК РФ) Обязанности по опеке и попечительству в отношении ребенка, находящегося под опекой (попечительством), исполняются опекуном (попечителем) безвозмездно (ст. 150 СК РФ).

Возмездная форма опеки (попечительства) – Приёмная семья.

Приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключенному между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем на срок, указанный в договоре.

Приемные родители являются законными представителями принятого на воспитание ребенка, по отношению к ребенку или детям осуществляют права и исполняют обязанности опекуна или попечителя и несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей. Размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Такая семья заменяет пребывание ребёнка в детском доме или приюте на домашнее воспитание. Количество детей в приемной семье, включая родных и усыновленных детей, не превышает, как правило, 8 человек.

Источник: https://buturlino.ru/%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D1%81%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B0/%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D0%B0-%D0%B8-%D0%BF%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE/item/3926-osnovnye-formy-ustrojstva-detej-sirot-i-detej-ostavshikhsya-bez-popecheniya-roditelej.html

Государственные формы устройства детей-сирот

Основные формы устройства детей сирот

1. Детские дома семейного типа – это форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью при полном их государственном обеспечении. Условия пребывания детей в этих домах и отношения между детьми и воспитателями приближены к семейным. Это позволяет сохранять и поддерживать у детей эмоциональные отношения и связи.

2. Детские поселки. Речь идет о семейных группах, которые создаются на семейном принципе. От обычной семьи этот тип отличается тем, что физически личность отца здесь отсутствует и мужской элемент в воспитательном процессе должен замещаться другими путями. Мать-постоянный воспитатель и создатель эмоциональной уверенности.

3. Детский городок – это среднее между замещающей семьей и детским домом. По своей организации он близок к детскому поселку. Городок образует несколько павильонов для семейств и ряд других зданий, включая медпункт, мастерские, спортивные объекты. Воспитателями являются супруги, они заботятся о 13-14 детях от 3 до 18 лет.

4. Патронатное воспитание – это форма устройства ребенка, нуждающегося в государственной защите, на воспитание в семью патронатного воспитателя при сохранении части обязанностей опекуна (попечителя) в отношении ребенка органом опеки и попечительства.

Ребенок помещается в патронатную семью на основе договора, заключаемого на основании плана по защите интересов ребенка. Патронатный воспитатель отвечает за жизнь и здоровье ребенка в период его проживания в патронатной семье. Существуют две формы патронатного воспитания.

Первая – это социальный патронат над семьей, попавшей в критическое положение. Причины трудностей могут быть самые разные: болезнь родителей, развод, другие травмирующие ситуации. То есть речь идет о временном помещении ребенка в другую семью – на месяц, а может быть, на полгода, на год.

А с конфликтной семьей в это время работают психологи, социальные педагоги. Иными словами, патронат применяется, когда надо вывести ребенка из дома, где сложилась неблагополучная обстановка, но хотелось бы предотвратить полный распад семьи.

Это важно, так как в нашем обществе и без того хватает решений о лишении родительских прав. Иногда ребенок сбегает из дома, патронатная семья и в этом случае поможет ему, постарается помочь и кровной семье, сохранить ее.

Вторая форма – семейный патронат . В этом случае патронатная семья становится своеобразной малой ячейкой детского дома: ребенок живет в домашних условиях, но законным представителям его интересов является детский дом, а патронатные родители числятся его сотрудниками.

5.Дом ребенка – учреждение здравоохранения, предназначенное для воспитания и оказания медицинской помощи детям-сиротам, подкинутым детям, детям родителей, не имеющих возможности воспитывать своих детей, и детям с дефектами физического или психического развития.

В доме ребенка воспитываются дети от рождения до 3-х лет, дети с дефектами физического или психического развития до 4-х лет. Дети попадают в дом ребенка из роддомов (отказные дети), из больниц и из семей. Всего в стране 252 дома ребенка, в которых воспитывается 18,3 тыс. детей.

Основная деятельность дома ребенка – воспитательная и лечебно-оздоровительная. Дети, находящиеся в доме ребенка, обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, инвентарем и игрушками в соответствии с утвержденными нормативами.

Выписка детей из дома ребенка производится при возвращении их в семью, переводе в детский дом системы образования, дом-интернат системы социального обеспечения или передаче их на усыновление, опеку.

6.

Детский дом- государственное образовательно-воспитательное учреждение, в котором обеспечивается содержание, развитие, образование и воспитание детей в возрасте от 3 до 18 лет, лишившихся попечения родителей (вследствие их смерти, лишения родительских прав, отобрания детей в установленном порядке и других причин), а также детей одиноких матерей, испытывающих затруднение в их содержании и воспитании. Различают детские дома для детей дошкольного возраста (3-7 лет), школьного возраста (7-18 лет) и смешанного типа. По данным Министерства Образования РФ, всего в России насчитывается более 820 детских домов, в которых на государственном обеспечении находится около 60 тыс. детей. В детский дом принимаются дети из домов ребенка, от населения, частных лиц (в том числе родителей, родственников), из приемников-распределителей системы МВД. Основная задача детского дома: создание детям условий для воспитания и получения образования, оказание помощи в выборе профессии, подготовка их к самостоятельной жизни и трудовой деятельности. Они обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, инвентарем по установленным нормам, играми, игрушками, школьными принадлежностями. Воспитанники принимают участие в самообслуживании, работают в мастерских, на опытном участке, занимаются в различных кружках и секциях, участвуют в спортивных соревнованиях и творческих конкурсах. Выпускники детского дома могут быть возвращены родителям, лицам, их заменяющим, или направлены для поступления в вузы, ПТУ, техникумы или на работу. Все воспитанники детского дома школьного возраста, как правило, обучаются в ближайшей общеобразовательной школе.

7. Школа-интернат – государственное учреждение, которое обеспечивает содержание, обучение, развитие и воспитание детей-сирот школьного возраста, а также детей из семей, имеющих проблемы в развитии или обучении.

Различают несколько типов интернатов: -интернаты с общеобразовательной программой для детей без серьезных проблем в личностном развитии; -вспомогательные интернаты для детей с легкой степенью олигофрении и задержкой психоречевого развития (эти интернаты, как и первые, находятся в ведении Министерства образования); -интернаты для детей с глубокой умственной отсталостью, находящиеся в ведении Министерства социальной защиты. В последние годы стали появляться интернаты для одаренных детей, оставшихся без попечения родителей. Сегодня в России более 150 общеобразовательных школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых обучается и воспитывается около 28,0 тыс. детей; 178 школ-интернатов для детей-сирот с недостатками умственного и физического развития, в которых находится около 22 тыс. детей-сирот. В указанных учреждениях более 90% детей имеют живых родителей.

8. Приют – государственное специализированное учреждение системы социальной защиты населения, новая форма помощи детям – сиротам и детям, оказавшимся в трудной ситуации. Приюты создаются также общественными организациями. Приют – учреждение временного пребывания ребенка.

Главными задачами сотрудников приюта являются: оказание детям психолого-педагогической поддержки, их социализация, а также – определение дальнейшей судьбы ребенка. Вид помощи, оказываемой в приюте, зависит от типа приюта. Приют общего типа (открытый) основан на принципе добровольности.

Ребенок сам определяет время своего пребывания в приюте. Состав и возраст детей, находящихся в приюте общего типа, набор предоставляемых (по желанию ребенка) консультаций, определяется организаторами конкретного приюта. Приют диагностического типа является местом круглосуточного пребывания ребенка с соответствующими целями.

Такой приют в основном рассчитан на детей, недавно оставшихся без попечения родителей, из кризисных семей, на детей, сбегающих из интернатных учреждений. Основной задачей приюта данного типа является диагностика наличной ситуации, в которой находится ребенок, и определение его дальнейшей судьбы.

В подобные приюты ребенка чаще всего определяют органы опеки, социальные работники, специалисты интернатных учреждений.

9. Центры временного содержания – форма временного устройства ребенка, организуемая с целью оказания ему экстренной специализированной помощи.

Такая помощь бывает необходима, когда ребенка в срочном порядке изымают из семьи, когда возникает потребность в организации срочной психолого-педагогической или социальной поддержки.

Важным направлением работы центров является организация коррекционно-реабилитационных мероприятий. Чаще всего подобные центры создаются органами социальной защиты населения, а также общественными организациями.

Воспитание ребенка в замещающей семье

Развитие института приемной семьи является одним из путей оказания социально-психологической поддержки детей, лишенных возможности жить и воспитываться в родной семье.

Приемная семья способна обеспечить оптимальные возможности для формирования психологически здоровой личности ребенка, постепенно вводя его в социальные отношения, создаются предпосылки для вступления ребенка в будущую самостоятельную жизнь.

Понятие «замещающая семья» не является юридическим термином, оно применяется для обозначения различных типов семейного жизнеустройства детей (опека, попечительство, приемная семья, усыновление).

Анализируя воспитание детей в приемных семьях выявлены психологические и педагогические особенности и проблемы приемных детей, степень усвоения нравственных ценностей и моральных норм, нарушения в поведении.

Ученые отмечают, что развитие ребенка, потерявшего семью, идет по трудному пути.

У ребенка формируются такие черты личности как: отчужденность от взрослых, негативизм, сложности в самоутвержде- нии в труде, неумение планировать свою деятельность, несамостоятельность, инфантилизм, равнодушное отношение к себе и своей судьбе (Ослон В. И.,).

Проблемы, с которыми сталкиваются дети в приемной семье, убеждают в том, что воспитанники специализированных учреждений нуждаются в подготовке к жизни в приемной семье, которая включает: психолого – педагогическое изучение ребенка на начальном этапе работы с ним, коррекционно-развивающую деятельность, направленную на компенсацию последствий травматического опыта, пережитого ребенком и создание позитивного образа семьи, а так же нравственного благополучия ребенка. Помещение ребенка в приемную семью, как всякое изменение условий жизни, может привести в период адаптации к регрессу в его развитии, а затем к возникновению сензитивности к жизни, что может стать причиной интенсивного психического и нравственного развития ребенка (Долгова В. И., Журбенко С. С., Овчарова Р. В.,)

Проблемы в воспитании детей могут возникнуть:

1.Психологические особенности ребенка (депривация, нет привязанности, интелект. 2.Разввитие, мотивац.-потребностная сфера, развитие «я» концепции, проблемы в гендерной идентичности, проблемы в общени, бедность эмоц.развития) 3.

Мотивация родителя на принятие ребенка в семью (отрицательная) 4.Психологическая совместимость приемных и кровных детей и родителей 5. Адаптация ребенка в семье 6. Отношения между приемными и кровными детьми 7. Вторичный отказ от ребенка 8.

Перестройка взаимодействий ролей в семье 9. Нарушение идентификации у приемных детей 10. Эмоц. проблемы у ребенка (депрессивность, тревога, усталость, растерянность) 11. Недостаточный уровень психолого-педагогических компетенций приемных родителей 12.

Методы воспитания 13. Нереалистичные ожидания 14. Неготовность к сотрудничеству



Источник: https://infopedia.su/14x15736.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.