Открытие производства по делу о несостоятельности
Возбуждение дела о банкротстве: основания и порядок процедуры, дата подачи заявления
Возбуждение дела о банкротстве юридического или физического лица производится на основании заявления, которое подается в арбитражный суд. Заявление обязательно имеет письменную форму и оформляется в количестве экземпляров, соответствующем численности кредиторов.
Основания и порядок возбуждения дела о банкротстве
Основанием для возбуждения дела о банкротстве становится заявление, поданное в арбитражный суд.
Рассмотрение дел о банкротстве физических лиц, предпринимателей и юридических лиц находится в исключительной компетенции арбитражного суда, и другие инстанции их не рассматривают (в частности, третейский суд).
Заявление передается только в суд по месту нахождения должника, подача заявления по местонахождению кредиторов не предполагается.
Размер задолженности
На основании п. 2 ст. 6 127-ФЗ производство по делу о банкротстве может быть возбуждено при наличии установленных требований к должнику в статусе юридического лица в размере не менее 300 тыс. р.
, а в отношении физического лица – от 500 тыс. р. (по п. 1 ст. 213.3 127-ФЗ) или в размере, превышающем стоимость имущества.
При этом указанные долговые обязательства должны быть просрочены на три месяца и более (просрочка отсчитывается с предполагаемой даты исполнения обязательства).
При установлении размера задолженности учитывается совокупный долг перед всеми кредиторами. В размер долговых требований включаются:
- Денежные требования кредиторов: по кредитным и гражданско-правовым договорам.
- Обязательства по зарплате и выходным пособиям перед персоналом компании и бывшими сотрудниками.
- Требования уполномоченных органов по обязательным платежам.
Требования кредиторов должны быть обоснованными и подтверждены договорными обязательствами или положениями законодательства. Если в размер долговых обязательств включаются требования уполномоченных органов, то они должны быть подтверждены:
- Решениями налогового органа.
- Решениями таможенного органа о взыскании задолженности.
Кто может инициировать процедуру банкротства
Законодательно ограничен перечень лиц, которые вправе обратиться в суд с заявлением о банкротстве. На основании п. 1 ст. 7 127-ФЗ написать заявление о признании компании финансово несостоятельной вправе:
- Должник.
- Конкурсный кредитор.
- Уполномоченные органы.
- Работники и бывшие работники должника с требованиями о выплате выходных пособий и оплате труда.
Если с заявлением решил обратиться конкурсный кредитор, то он как минимум за 15 дней до подачи заявления должен опубликовать в ЕФРСБ сведения о своем намерении. Аналогичные сроки установлены для публикации сведений в открытом доступе должником.
По п. 3 ст. 7 127-ФЗ частичное исполнение должником обязательств не является основанием для отказа от удовлетворения заявления, даже если по результатам частичного погашения сумма долга оказалась меньше, чем этого требует 127-ФЗ.
Право и обязанность должника заявить о своем банкротстве
В ст. 8 127-ФЗ дополнительно указывается на обстоятельства, при которых должник вправе обратится к суду с заявлением о банкротстве: когда у него есть основания полагать, что в ближайшее время он не сможет исполнить свои долговые обязательства.
Обязанность должника передать заявление в арбитражный суд наступает при наличии признаков, указанных в ст. 9 127-ФЗ:
- Удовлетворение требований одного кредитора ведет к невозможности погашения обязательств перед другими.
- В ходе ликвидации проявился факт недостаточности имущества.
- Собственник унитарного предприятия решил обратиться в суд с заявлением о банкротстве.
- Обращение взыскания на имущество должника сделает невозможной дальнейшую хозяйственную деятельность.
- Наличие непогашенной задолженности перед работниками в течение 3 месяцев и более.
Когда должник обязан заявить о своем банкротстве, но не сделал этого в течение месяца, это грозит ему привлечением к административной ответственности по ст. 14.13 КоАП, а руководителям должника – субсидиарной ответственностью по долгам.
заявления. Принятие заявления судом
На основании ст. 37 127-ФЗ заявление о признании должника банкротом должно содержать указание на следующие сведения:
- Наименование арбитражного суда, в который передается заявление.
- Сумма требований кредиторов по обязательствам, срок исполнения которых наступил на дату подачи заявления должника в арбитражный суд.
- Сумма задолженности по возмещению вреда, который причинен жизни и здоровью граждан.
- Величина задолженности по обязательным платежам.
- Сведения об имеющемся имуществе у должника, о денежных средствах.
- Данные о дебиторской задолженности.
- Регистрационные данные должника.
- Сведения об имеющихся банковских счетах.
- Указание на причину возникновения долговых обязательств и невозможность погашения требований кредиторов.
- Сведения о СРО, из числа которых будет избран управляющий.
- Сведения об исполнительных производствах, которые ведутся в отношении должника.
- Перечень документов.
Очевидно, что при подаче заявления конкурсными кредиторами или уполномоченными органами состав заявления будет изменен.
Копия искового заявления в обязательном порядке направляется всем кредиторам в деле о банкротстве, чтобы те могли с ним ознакомиться и при необходимости выступить с опровержением недостоверной информации.
Для того чтобы заявление было принято к рассмотрению, все сведения в нем должны быть подтверждены документально, а требования – иметь под собой обоснование. К заявлению о банкротстве прикладываются документы, которые подтверждают отправку копий заявления лицам, участвующим в деле о банкротстве. Также в состав документации входит по ст. 38 127-ФЗ:
- Квитанция об оплате государственной пошлины (6000 р. для юрлица или 300 р. для физлица).
- Учредительные документы должника.
- Документ-основание возникновения задолженности.
- Копия свидетельства о госрегистрации должника.
- Список кредиторов.
- Бухгалтерский баланс.
- Заключение об оценочной стоимости имущества.
- Прочие документы.
По п. 2 ст. 42 127-ФЗ судья выносит определение не позднее, чем через 5 дней после поступления заявления в арбитражный суд. При отсутствии каких-либо документов из перечня по ст. 38 127-ФЗ арбитражный суд все равно принимает заявление в производство, а недостающие сведения должны быть подготовлены к дате судебного заседания.
На основании ст. 43 127-ФЗ суд может отказать в принятии заявления, если размер долговых обязательств составляет менее 300 тыс. р. или в отношении должника уже действует процедура банкротства.
По результатам п. 3 ст. 48 127-ФЗ по результатам рассмотрения обоснованности заявления арбитражный суд может вынести определение:
- о признании его обоснованным и введении наблюдения;
- об отказе во введении наблюдения и оставлении заявления без рассмотрения;
- об отказе введения наблюдения и прекращении производства по делу.
Причинами отказа суда в возбуждении дела могут быть:
- несоответствие должника признакам банкротства;
- удовлетворение требований кредиторов;
- требование заявителя не подтверждено судебным актом.
Что является датой возбуждения дела о банкротстве
Важным аспектом в деле о банкротстве является дата подачи заявления о признании компании несостоятельной. От этой даты зависят в дальнейшем:
- Очередность погашения требований кредиторов (входят ли они в реестр или относятся к текущим платежам).
- Период, в течение которого допускается оспорить заявление о банкротстве.
Датой возбуждения дела о банкротстве выступает дата подачи заявления в арбитражный суд о признании компании финансово несостоятельной. При подаче нескольких заявлений о банкротстве датой возбуждения дела о банкротстве становится дата подачи первого заявления.
Данное правило действует и в том случае, если суд оставил первое заявление должника без движения.
Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.
Источник: https://zakonguru.com/bankrotstvo/yuridicheskix-lic/vozbuzhdenie-dela.html
Конкурсное производство: открытие и общие последствия этого (заметка 1)
ВНИМАНИЕ: В СВЯЗИ С ВЫХОДОМ ТЕМАТИЧЕСКОГО КОММЕНТАРИЯ, В ОСНОВУ КОТОРОГО ВОШЛИ УКАЗАННЫЕ ЗАМЕТКИ, – ЗДЕСЬ ОНИ ПРИВОДЯТСЯ В УСЕЧЕННОМ ВАРИАНТЕ.
———
Оглавление.
Заметка №1 общее об открытии кокнурсного производства:
Конкурсное производство: открытие и общие последствия этого (заметка №1)
Заметка №2 о требованиях к банкроту
Конкурсное производство: общая характеристика требований к банкроту; текущие требования (заметка 2.1)
Конкурсное производство: порядок предъявления реестровых (зареестровых) требований (заметка 2.2)
Заметка №3 о формировании конкурсной массы:
Конкурсное производство: сбор информации о должнике (заметка 3.1)
Конкурсное производство: алгоритм работы с долгами банкрота (заметка 3.2)
Конкурсное производство: оспаривание сделок должника (заметка 3.
3)
Конкурсное производство: взыскание убытков с лиц, имеющих право/возможность определять поведение должника (заметка 3.4)
Конкурсное производство: привлечение к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц (заметка 3.
5)
Конкурсное производство: счета должника, инвентаризация и оценка имущества (заметка 3.6)
Заметка №4 о реализации имущества должника:
Конкурсное производство: реализация имущества должника (заметка 4.1)
Конкурсное производство: реализация имущества должника без проведения торгов (заметка 4.2)
Заметка №5 о расчетах с кредиторами:
Конкурсное производство: расчеты с кредиторами (заметка 5)
Заметка №6 о контрлое за процедурой и кокнурсным управляющим:
Конкурсное производство: контроль за деятельностью арбитражного управляющего. Отстранение, освобождение от исполнения обязанностей (заметка 6.1)
Конкурсное производство: собрание (комитет) кредиторов (заметка 6.2)
Конкурсное производство: персональный контроль кредитора за конкурсным управляющим (заметка 6.3)
Конкурсное производство: судебный контроль за конкурсным управляющим и процедурой через рассмотрение отчетов и жалоб на него; отстранение/освобождение управляющего (заметка 6.4)
Заметка №7 о завершении / прекращении процедуры:
Конкурсное производство: прекращение / завершение конкурсного производства (заметка 7)
——-
Это первая заметка, из планируемого ряда, о конкурсном производстве; они (заметки) имеют прикладной характер и касаются общих вопросов проведения процедуры конкурсного производства, а также вопросов, которые я посчитал интересными.
В итоге, примерно до конца марта, должен получиться цикл заметок о всей процедуре, по всем ключевым ее этапам.
Сразу оговорюсь, что текст написан применительно к конкурсному производству в отношении хозяйственных обществ (не являющихся отдельными категориями должников), против которых открыто конкурсное производство по общим правилам.
————
План заметки.
I. часть: Открытие конкурсного производства и последствия этого.
II. часть: Общие последствия открытия процедуры конкурсного производства.
I часть: Открытие конкурсного производства и последствия этого.
Конкурсное производство – процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов (ст. 2 ЗоБ).
Она, по общему правилу, не является процедурой, которой открывается дело о банкротстве, такой процедурой является – наблюдение.Применение процедуры конкурсного производства сразу по итогам рассмотрения заявления о признании должника банкротом может быть только в упрощенных процедурах банкротства (Глава 11 ЗоБ: ликвидируемый должник, отсутствующий должник, специализированное общество, ипотечный агент)
Конкурсное производство всегда открывается решением (ст. 53 ЗоБ), тогда как о применении всех иных процедур выносится определение (наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, мировое соглашение)[1].
Конкурсное производство открывается по итогам окончания введенной в отношении должника:
1) процедуры наблюдения;
2) процедуры финансового оздоровления;
3) процедуры внешнего управления;
4) процедуры мирового соглашения (в случае отмены или расторжения мирового соглашения в процедуре конкурсного производства)[2].
Открытие конкурсного производства по итогам наблюдения.
Наблюдение – процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов (ст. 2 ЗоБ).
Процедура наблюдения вводится определением арбитражного суда по итогам рассмотрения обоснованности заявления о признании должника банкротом. Ранее наблюдение вводилось даже если на момент судебного заседания по рассмотрению вопроса о его введении должник погасил часть задолженности и размер требований переставал соответствовать минимально необходимым (п. 2 ст. 33 ЗоБ).
Теперь же, с учетом изменений внесенных в ст. 48 ЗоБ Федеральным законом №482-ФЗ от 29.12.2014г.
, если к моменту заседания о разрешении вопроса о введении наблюдения будет установлено, что размер требования составляет меньше минимального (т.е.
должник погасил часть и требование составляет менее 300 000 рублей), то заявление оставляется без рассмотрения. Однако, для этого также необходимо наличие иного заявления о признании должника банкротом.Если же иные заявления о признании должника банкротом отсутствуют и на дату рассмотрения вопроса о введении наблюдения размер неудовлетворенных требований составляет меньше минимально требуемой суммы (300 000р.), то в таком случае наблюдение вводится (абз. 13 п. 3 ст. 48 ЗоБ).
Данный подход изменений не претерпел, соответствующая норма также присутствует и в прошлых редакциях ЗоБ.
Отмечу, что судебная практика в данном вопросе может отходить от буквального текста ЗоБ и отказывать во введении наблюдения при соответствии заявления о признании должника банкротом на момент его принятия к производству, но отсутствия, при рассмотрении вопроса о введении наблюдения по существу, минимально необходимого требования согласно п. 2 ст. 33 ЗоБ[3].
Срок наблюдения определяется судом с учетом конкретных обстоятельств, однако, он не должен превышать семи месяцев – т.е. не более срока рассмотрения дела о банкротстве (ст. 51 ЗоБ). Данный срок, по указанной статье, исчисляется с даты поступления заявления в суд.
В случае, если заявление оставлялось без движения, то такой срок исчисляется с момента принятия заявления к производству (т.е. вынесения определения о принятии заявления к производству)[4].
Срок рассмотрения дела о банкротстве (как и срок процедуры наблюдения) может быть соответственно продлен на три месяца применительно к ч. 2 ст. 152 АПК РФ – ввиду особой сложности дела, большим количеством участников процесса. Разъяснение о возможности продления срока рассмотрения дела о банкротстве дал Пленум ВАС РФ в п. 27 Постановления от 25.12.2013г. №99.
До окончания срока рассмотрения дела о банкротстве суд должен принять соответствующее правовое решение, которым окончится рассмотрение дела по существу (ст. 52 ЗоБ).
В случае если процедура наблюдения уже введена и вопрос о рассмотрении дела по существу откладывать нельзя ввиду истечения сроков, суд должен, независимо от того, было ли принято первым собранием кредиторов какое-либо решение, с учетом ст. 75 ЗоБ принять соответствующее решение.Однако, на практике суды в нарушение сроков часто откладывают судебные заседания давая кредиторам принять соответствующее решение о судьбе должника.
Продлить фактический срок проведения наблюдения также можно, например, через приостановление производства по делу о банкротстве по основаниям, предусмотренным ст. 58 ЗоБ (в частности, при обжаловании решений собрания кредиторов, а также в случаях, предусмотренных АПК РФ).
Следует учитывать, что ст. 58 ЗоБ говорит о праве суда приостановить производство по делу, даже в тех случаях, когда АПК РФ (ст. 143) говорит о такой обязанности[5].
Арбитражный суд принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, если собранием кредиторов принято соответствующее решение либо без такого решения, если срок проведения наблюдения подошел к концу и нет возможности отложить рассмотрение дела ввиду достижения предельного срока рассмотрения дела о банкротстве, и при этом нет оснований для применения иных процедур – финансового оздоровления, внешнего управления, мирового соглашения (ст. 51, п. п. 1, 2 ст. 75 ЗоБ).
Необходимым условием для признания должника банкротом является наличие на момент рассмотрения этого вопроса признаков банкротства (п. 2 ст. 3, п. 1 ст. 53, п. 2 ст. 75 ЗоБ). Данное условие является необходимым независимо от того, какое решение приняло собрание кредиторов.
Отсюда, интерес представляет ситуация, когда к дате рассмотрения дела о банкротстве по существу (т.е. окончание наблюдения) у должника отсутствует задолженность в размере, требуемом для возбуждения дела (т.е. стала составлять менее 300 т.р.), но формально имеются признаки банкротства, установленные п. 2 ст. 3 ЗоБ – т.е. имеются обязательства не исполненные в течение трех месяцев.
Если толковать признаки банкротства только по ст. 3 ЗоБ, то следует сделать вывод, что независимо от суммы, включенной в реестр – должно быть открыто конкурсное производство, в случае отсутствия оснований для применения иных процедур.
Однако, для определения признаков банкротства следует учитывать и положения ст. 4 ЗоБ, которая говорит о составе требований, принимаемых во внимание для определения признаков банкротства. Например, финансовые санкции не учитываются при определении признаков банкротства.Следовательно, можно сделать вывод, что при наличии в реестре только требований об уплате финансовых санкций (иных требований, не учитываемых для определения признаков банкротства) – признаки банкротства, несмотря на достаточный срок просрочки, отсутствуют и в признании должника банкротом должно быть отказано на основании ст.
55 ЗоБ – отсутствие признаков банкротства (именно отказано, а не прекращено дело о банкротстве в порядке ст. 57 ЗоБ)[6].
Судебная практика идет дальше и отказывает в признании банкротом если задолженность учитываемая для целей определения признаков банкротства имеется, но при этом ее размер менее необходимой для возбуждения дела о банкротстве (300 т.р. в действующей редакции ЗоБ и 100 т.р. в ред. ЗоБ до вступления в силу ФЗ №482-ФЗ от 29.12.2014г.)[7].
Открытие конкурсного производства по итогам финансового оздоровления.
Из процедуры финансового оздоровления переход в конкурсное производство может осуществляться в результате:
досрочного прекращения финансового оздоровления (ст. 87 ЗоБ);
окончания финансового оздоровления (ст. 88 ЗоБ).
Открытие конкурсного производства по итогам внешнего управления.
Конкурсное производство вводится, если:
собрание кредиторов приняло решение отклонить план внешнего управления и обратиться в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (абз. 3 п. 3 ст. 107 ЗоБ);
в арбитражный суд в течение четырех[8] месяцев со дня введения внешнего управления не представлен утвержденный собранием кредиторов план внешнего управления и собранием кредиторов не заявлено ходатайство о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (п. 5 ст. 107 ЗоБ);
при наличии ходатайства собрания кредиторов о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (абз. 4 п. 3 ст. 118, п. 7 ст. 119 ЗоБ);
в случае отказа арбитражным судом в утверждении отчета внешнего управляющего или непредставления указанного отчета в течение месяца со дня окончания установленного срока внешнего управления (п. 7 ст. 119 ЗоБ).Открытие конкурсного производства по итогам мирового соглашения.
По итогам мирового соглашения возбуждение процедуры конкурсного производства возможно в случае отмены определения об утверждении мирового соглашения (ст. 163 ЗоБ) либо расторжения мирового соглашения (166 ЗоБ).
В любом из обоих случаев происходит возобновление процедуры, применяемой в деле о банкротстве, в ходе которой было заключено мировое соглашение. Возобновление происходит, если на этот момент не имеется вновь введенной процедуры банкротства в рамках нового дела о банкротстве.
Следовательно, если мировое соглашение (отмененное либо расторгнутое) было заключено в ходе конкурсного производства – то процедура конкурсного производства будет открыта заново.
II часть: Общие последствия открытия процедуры конкурсного производства.
С момента открытия процедуры конкурсного производства наступают последствия предусмотренные нормами ст. 126 ЗоБ (перечислены основные последствия), а также иными нормами ЗоБ.
В настоящей заметке дана общая характеристика последствиям, наступающим при признании должника банкротом.
Это также должно сориентировать по дальнейшим заметкам – далее (по ходу и публикации) практически каждое из указанных последствий открытия конкурсного производства будет рассматриваться более детальней.
Условно, последствия открытия конкурсного производства можно разделить на два блока: организационные и имущественные.
[1] ст. 48, п. 1 ст. 52 ЗоБ [2] п. 1 ст. 163, п. 1 ст. 166 ЗоБ [3] Постановление ФАС ВВО от 23.04.2014г. по делу №А39-5264/2013Источник: https://zakon.ru/blog/2016/1/24/otkrytie_konkursnogo_proizvodstva_i_obshhie_posledstviya_etogo_zametka_1