Управление банкротством

Содержание

Управляемое банкротство — Audit-it.ru

Управление банкротством

В последние годы инструмент банкротства становится все более популярным в хозяйственной практике: арбитражные суды регистрируют резкое увеличение дел, связанных с несостоятельностью юридических лиц.

Связано это как с последствиями кризиса, так и со все более возрастающим у бизнеса пониманием того, какие перспективы открывает умелое использование такого правового механизма, как банкротство.

Действующее российское законодательство предоставляет и кредиторам, и должникам много возможностей не только не потерять бизнес и минимизировать убытки, но и остаться в известном выигрыше после применения процедур банкротства. Действуя на опережение, можно эффективно использовать банкротство в своих интересах.

Однако понимание это приходит не только к добросовестным участникам гражданского оборота, но и к нечистоплотным дельцам, использующим правовые нормы для прикрытия своих махинаций.

Для борьбы с такими злоумышленниками, разумеется, существуют различные законодательные меры — вплоть до уголовной ответственности.

Так, УК РФ предусматривает наказание по следующим статьям: 195 — «Неправомерные действия при банкротстве», 196 — «Преднамеренное банкротство», 197 — «Фиктивное банкротство». Вот некоторые приемы управления банкротством, которые могут стать мышеловкой для неопытных предпринимателей.

«Пустышка»

До недавних изменений в закон о банкротстве одним из основных средств защиты от притязаний кредиторов для должника была передача активов другим организациям: в рамках группы организаций, принадлежащих одному конечному бенефициару, одни наделялись имуществом, другие — долгами. Последние потом успешно «сливались».

Однако и прежде подобного рода операции находились под пристальным вниманием не только кредиторов, но и контролирующих органов (ФНС и т.д.).

Сейчас же, с введением понятия подозрительной (то есть направленной на вывод активов) сделки этот механизм стал крайне спорным с точки зрения закона и очень опасным для бизнесменов.

«Кукловоды»

Особое звучание указанные изменения в законе о банкротстве приобретают с учетом другой, также относительно недавней новеллы: в нынешней редакции закон содержит понятие «контролирующие должника лица».

Суть данного нововведения в том, чтобы пресечь нарушающую закон деятельность лиц, формально не руководящих организацией, но по факту имеющих над ней существенный контроль: собственников, акционеров и т.д.

Если будет установлена вина этих лиц в совершении формальным руководством фирмы действий, нарушающих закон о банкротстве, такие «кукловоды» также будут привлечены к ответственности. Контролирующими должника лицами могут быть признаны члены ликвидационной комиссии. В эту категорию также попадают собственники долей или акций предприятия-должника.

«Свой человек»

Но все же центральной фигурой в процедурах банкротства является арбитражный управляющий. Его полномочия по управлению и распоряжению имуществом ограничены законом и, по идее, контролируются судом.

Однако в действительности возможности этой фигуры очень и очень значительны (например, именно через арбитражного управляющего оспариваются сделки должника, в том числе и подозрительные).

Таким образом, исключительное значение в данной ситуации имеет, кого представляет арбитражный управляющий и, соответственно, в чем он более заинтересован: найти все активы, ранее выведенные из компании, или закрывать глаза на откровенно подозрительные сделки.

Конечно, и во втором случае на него найдется управа: среди тех десятков дел, что мы ведем, нет ни одного, где не было бы возможности оспорить действия должников или возможности взять контроль над огромными активами. Однако процесс может сильно затянуться.

Иллюстрация из недавнего нашего опыта: для того чтобы сместить арбитражного управляющего, который совершенно однозначно отстаивал интересы должника (например, спокойно принимал в реестр те требования, которые могли быть оспорены, и суммы, которые могли быть существенно снижены, и при этом откровенно манкировал интересами реальных кредиторов), нам потребовалось провести 37 судебных процессов!

При такой роли арбитражного управляющего важно, что ныне действующий порядок предусматривает обязанность суда назначить арбитражного управляющего, которого предложил заявитель, то есть сам должник или кредитор.

Таким образом, если именно кредитор инициирует банкротство, у него появляется реальная возможность сразу же взять ситуацию под свой контроль (ранее существовал порядок определения арбитражного управляющего из трех кандидатур, одну из которых мог отклонить должник).

Управляет банкротством тот, кто успел первым заявить о банкротстве.

«Друг»

Практикуется при банкротстве и такая практика, когда на сцене появляется «дружественный кредитор». Таковым может быть уже существующий крупный кредитор или вновь созданная организация.

Главное, чтобы у него был перевес на собраниях кредиторов и они вел дружественную должнику политику, не позволяя остальным полностью завладеть его имуществом. Нередко «друзьями» становятся при заключении договоров займа, что вызывает подозрение к такого рода сделкам.

Однако такие подозрения «нейтрализуются» с учетом роли арбитражного управляющего, готового пройти мимо этих фактов.

«Продленка»

Одним из наиболее эффективных приемов, ранее позволявших должнику провести «мягкое» банкротство, было элементарное затягивание этого процесса.

Так, при обращении кредитора в суд с требованием о возврате суммы кредита, процентов и штрафных санкций должник, в свою очередь, дождавшись практически уже вынесения решения о взыскании, обращается с иском от имени учредителя/акционера о признании кредитного договора недействительным либо незаключенным, что приводит к приостановлению рассмотрения дела по иску кредитора на довольно значительные сроки до принятия решения по недействительности (незаключенности) договоров.

С некоторых пор должнику больше не удастся безосновательно затягивать судебный спор о взыскании задолженности.

По этому поводу президиум Высшего арбитражного суда дал специальные разъяснения, устраняющие саму возможность для затягивания судебных споров по неисполнениям договорных обязательств.

Теперь судам дана однозначная рекомендация не приостанавливать производство по делу о неисполнении договорного обязательства, но объединять такие дела в одно производство ввиду взаимосвязанности предметов споров, наличия общего состава лиц (если они рассматриваются одним судом).

Источник: https://www.audit-it.ru/articles/finance/a106/260272.html

Управление банкротством – конкурсное, внешнее, финансовое, федеральное

Управление банкротством

Банкротство – процедура, применяемая к лицу, неспособному рассчитаться по своим долгам. В ходе нее в отношении должника применяются различные мероприятия, предусмотренные законодательством.

Все действия, начиная от подачи заявления о признании несостоятельным организации или гражданина и заканчивая завершением банкротства, осуществляются через арбитражный суд по месту нахождения должника.

В зависимости от финансового состояния к лицу в отношении, которого открыта процедура банкротства, могут вводиться различные процедуры:

НаблюдениеНазначенный временный управляющий проводит анализ деятельности должника и созывает первое собрание кредиторов для решения дальнейшей судьбы предприятия. На этом этапе все лица, перед которыми банкрот имеет долги обязаны подтвердить свои притязания в судебном порядке и включиться в реестр требований.
Финансовое оздоровлениеПрименяется с целью оздоровления должника и погашения задолженности по графику, утвержденному кредиторами и судом. Контроль над процессом осуществляет административный управляющий.
Внешнее управление банкротствомС помощью мероприятий, проводимых внешним управляющим, производится восстановление платежеспособности организации-банкрота.
Конкурсное производствоПроцедура ликвидации предприятия путем продажи всех его активов и расчетов с кредиторами в порядке очередности, установленной законом о несостоятельности. Все действия осуществляет конкурсный управляющий.

Таким образом, основной фигурой в ходе несостоятельности должника, является арбитражный управляющий, который назначается судом с целью контроля над  деятельностью предприятия, признанного банкротом и проведением всей действий, предусмотренных законом.

На этапе внешнего управления и конкурсного производства органы управления отстраняются, и все полномочия переходят к внешнему или конкурсному управляющему. На остальных стадиях руководитель юридического лица согласовывает с временным или административным управляющим все сделки и платежи, которые он намеревается заключить или провести.

При желании и тщательной подготовке можно добиться, что бы весь ход процесса несостоятельности был контролируемым и управляемым грамотно подобранным и лояльным арбитражным управляющим

При кропотливой работе по подготовке к банкротству удается достичь главного желаемого результата – проведение ее с наименьшими затратами и без осложнений в виде уголовной и административной ответственности руководства или участников юридического лица, взыскания с них убытков или оспаривания сделок, заключенных предприятием в предвидении несостоятельности.

Управляющего назначает арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве. Основанием для назначения является на стадии наблюдения ходатайство заявителя, то есть лица подавшего заявление о признании должника несостоятельным.

Во всех остальных случаях кандидатуру управляющего выбирают кредиторы большинством на собраниях. Голосование проводится конкурсными кредиторами имеющейся задолженностью, при этом у кого сумма больше, тот и решает вопрос об управлении должником.

Правом на подачу заявления обладает сам должник или председатель ликвидационной комиссии, в том случае если в ходе ликвидации он обнаружил, что средств и активов не хватит на расчеты со всеми кредиторами. Так же обратиться в суд с требованием о банкротстве может любой кредитор по гражданско-правовым обязательствам или уполномоченный орган в лице налоговой службы.

В тексте заявления, подаваемого кредиторами, должна быть указана саморегулируемая организация из членов, которой может быть выбран временный управляющий, либо кандидатура конкретного управляющего.

Ранее возможностью выбора управляющего на наблюдении обладал сам должник или ликвидационная комиссия, в настоящее время выбор происходит методом случайного отбора саморегулирующей организации.

Поэтому с целью получить лояльного временного управляющего придется договариваться с аффилированным кредитором, либо подавать заявление через свою подконтрольную организацию, перед которой имеется долг. Самое главное, что долг должен быть подтвержден вступившим в законную силу решением суда.

Сама процедура наблюдения заключается в проведении управляющим анализа финансово-хозяйственной деятельности на предмет причин несостоятельности, наличия признаков преднамеренного и фиктивного банкротства.

На этой стадии все кредиторы по гражданско-правовым сделкам с денежными требованиями подают заявление в арбитражный суд с целью включения в реестр требований кредиторов.

С указанной целью они должны представить все доказательства наличия задолженности перед ними, если суд установит таковой факт, то они приобретают статус конкурсного кредитора и имеют право ать за кандидатуру управляющего на следующих этапах банкротства.

Заинтересованный управляющий будет стараться с помощью законных способов избежать обнаружить какие-либо недочеты в руководстве деятельностью, не будет возражать по требованиям нужных кредиторов. Ведь ни для кого не секрет, что большинство должников, готовясь к банкротству, начинают формировать задолженность.

Способов множество, образованный и опытный управляющий поможет и подскажет, как сделать это правильно, чтобы не сделки не были признаны недействительными.

Назначение руководителя

Выбранный большинством кредиторов конкурсный или временный управляющий становится полноправным руководителем должника, поскольку весь менеджмент лишается права управлять делами. С этого момента права по распоряжению имуществом, денежными средствами в кассе и на расчетных счетах, подписывать деловые бумаги и заключать договоры и трудовые соглашения переходит к управляющему.

Однако, не нужно думать, что все решения назначенец принимает самостоятельно, он так же ограничен в правах, во-первых самими нормами закона, а во-вторых все знаковые вопросы по банкротству решают кредиторы, будь то оценка и продажа имущества, выбор процедуры, ее завершение и прочее.

Но от того, как грамотно и обоснованно управляющий подготовит предложения собранию кредиторов, от этого зависит и результат ания по судьбоносным вопросам.

Преимущества грамотного управления

Один из самых сложных этапов в банкротстве является внешнее управление, ведь ее цель оздоровить предприятие, особенности периода заключаются в том, чтобы вернуть ему платежеспособность, погасить все долги и завершить все мероприятия так, что бы оно продолжило работать с чистого листа.

Для этого внешний управляющий разрабатывает план внешнего управления, который должны согласовать кредиторы и утвердить суд. Антикризисные меры заключаются в перепрофилировании предприятия, закрытия нерентабельных направлений, выпуск ценных бумаг и их продажа, замещение активов и прочее.

Разумеется, назначенный новый руководитель предприятия должен быть хорошим специалистом, разбирающимся в экономике, финансах и юриспруденции, либо иметь профильное образование в той области, что работает сам должник.

Закон требует, что бы арбитражный управляющий отвечал всем указанным высоким требованиям и имел соответствующий уровень. Как правило, управляющий не работает в одиночку, у него имеется команда, состоящая из опытных профессионалов, которые смогут справиться с возложенной на них задачей.

То же самое можно сказать об административном управляющем на стадии финансового оздоровления. Особенности данного периода в том, что руководитель продолжает осуществлять свои функции, но только все свои действия согласовывает с назначенным лицом.

Конкурсное производство завершающий этап банкротства. Управляющий обязан подготовить имущество для продажи, предварительно оценив его с помощью квалифицированного оценщика. Реализация производится с открытых электронных торгов, поступившие средства направляются на расчеты с кредиторами.

Если у организации большая дебиторская задолженность, то от расторопности и профессионализма управляющего зависит, как быстро она будет взыскана, либо как выгодно продана.

Для осуществления всех перечисленных задач одним из важных моментов будет конечно то, как бывшее руководство предприятия наладит контакт с управляющим, насколько их действия будут согласованными.

Конечно, назначенец не может знать всех тонкостей и нюансов управления незнакомой организацией, в этом ему могут помочь советы сотрудников юридического лица.

Проблемные моменты

Сложности и недоразумения не исключены в ходе банкротства. Часто несостоятельностью, как инструментом в завладении предприятием пользуются недобросовестные рейдеры. Если менеджмент организации утратил контроль над финансовым процессом, и возникла угроза для компании в завладении ее имуществом и активами сторонними лицами, то лучше начать предпринимать контрмеры.

Сумма долга выше 300 000 рублей позволит любому лицу потребовать ввести процедуру банкротства, назначить своего временного управляющего, в дальнейшем начать скупку долгов, с целью стать основным кредитором и продолжать влиять на управление предприятием.

Постоянное сотрудничество с антикризисными специалистами не позволит допустить плачевных последствий.

Лучше всего, если компания с самого начала работает с арбитражным управляющим, привлекая его в качестве консультанта, а впоследствии лица, призванного провести все мероприятия по банкротству

Правила управления банкротством

Введение подконтрольной процедуры банкротства означает, что владельцы предприятия, будучи формально отстраненными управлением компанией, на самом деле смогут влиять на решение большинства вопросов по стабилизации ее деятельности, либо ее ликвидации.

Для того чтобы получить ангажированного и аффилированного управляющего, необходимо иметь преимущество на собрании кредиторов, то есть обладать задолженностью в том размере, позволяющем контролировать ход процесса.

Соблюдение некоторых критериев позволить не утратить влияние на процедуру банкротства:

  • Хорошие взаимоотношения с дружественными кредиторами, либо возможность перекупить у них по сходной цене права требования на аффилированную структуру.
  • Сотрудничество с профессиональным арбитражным управляющим, способным возглавить процесс по грамотному управлению. Наличие у него профессиональной команды с хорошими специалистами в области экономики, финансов и юриспруденции.
  • Квалифицированная подготовка к предстоящей несостоятельности: ликвидация просроченной кредиторской задолженности, умелое создание новых долгов, не идущих в разрез с требованиями законодательства, совершение сделок, которые невозможно оспорить в судебном порядке.
  • Знание законодательства и своих прав, как должника и как кредитора, умение пользоваться ими с выгодой для себя.
  • Способность договариваться с арбитражным управляющим, навязанным извне, путем контроля и предотвращения игры на недружественного кредитора.

Достижение поставленных целей

Выполнение данных рекомендаций будет основанием добиться следующих возможностей:

  • сохранить активы предприятия на стадии оздоровления или восстановления платежеспособности;
  • выкупить имущество компании самим на стадии конкурсного производства и создание нового юридического лица, не отягощенного долгами;
  • предотвратить оспаривание сделок и возврат имущества и денег от контрагентов, которым они были переданы;
  • исключить привлечение к уголовной и административной ответственности;
  • не допустить нахождения признаков преднамеренного и фиктивного банкротства;
  • не бояться, что к руководству организации могут быть предъявлены убытки или субсидиарная ответственность по долгам;
  • быстрое взыскание дебиторской задолженности и истребования имущества от незаконных владельцев;
  • скорая и своевременная ликвидация предприятия.

Ограничения

Нужно помнить и о таких фактах, что наличие ангажированного управляющего не решает всех проблем, поскольку он подконтролен в своих действиях собранию кредиторов и суду, рассматривающему дело.

Гарантировать, что все кредиторы будут 100% своими невозможно, хотя бы, потому что налоговые органы знакомы с такими ситуациями и просчитывают аффилированность управляющего.

Каждые 3 месяца назначенное лицо, замещающее органы управления обязан отчитываться о своей деятельности, путем составления отчета установленной форме и представлять его, как суду, так и кредиторам.

Нельзя исключить так же, что его действия будут оспариваться путем подачи жалоб. В случае признания их обоснованными, управляющий может быть привлечен к административной ответственности в виде штрафа, с возможностью последующей дисквалификации.

Так же он может быть отстранен от управления делами должника, а в случае причинения убытков должнику и кредиторам обязан будет их возместить.

Планы своих действий арбитражный управляющий обязан представлять на ознакомление всем кредиторам и согласовывать их с ними.

И все же контролируемая в разумных пределах процедура гораздо лучше, чем невозможность влиять на дела предприятия, которым собственник владел на протяжении долгих лет и вложил в него душу и средства.

Избежать банкротства возможно, если тщательно планировать свои расходы, сопрягая их с доходами, но и это не гарантирует успеха. Гораздо разумнее быть готовым к возможным неприятностям и встречать несостоятельность во всеоружии.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Источник: http://calculator-ipoteki.ru/upravlenie-bankrotstvom/

Внешнее управление как процедура банкротства

Управление банкротством

Когда юридическое лицо признается неплатежеспособным согласно признакам из стат. 3 Закона № 127-ФЗ, это вовсе не означает, что оно обязательно будет ликвидировано. Процедура банкротства состоит из нескольких этапов, одним из которых является внешнее управление.

Эта реабилитационная мера применяется в целях восстановления финансового благополучия должника и обеспечения полноты исполнения обязательств перед кредиторами.

Рассмотрим, как законодательно регулируется процедура внешнего управления – сущность, понятия, цели и последствия воплощения.

Что такое внешнее управление предприятием

Превентивное внешнее управление как процедура банкротства – это вводимый арбитражным судом комплекс мероприятий, направленных на восстановление прежней платежеспособности банкрота посредством передачи руководящих функций независимому внешнему управляющему. Переход к данному этапу осуществляется по итогам результатов стадии финансового оздоровления (стат. 92 № 127-ФЗ) при условии соответствия следующим признакам:

  • Установлена возможность восстановления нормальной платежеспособности компании-должника в утвержденные сроки.
  • Собранием кредиторов представлено в арбитражный суд ходатайство о переходе к этапу внешнего управления.
  • Выявлены факты, свидетельствующие о возможности восстановления платежеспособности банкрота уже после подачи в суд ходатайства о признании банкротства и, соответственно, переходу к стадии конкурсного производства.

Важнейшее отличие внешнего управления состоит в отстранении от руководства предприятием действующих лиц высшего звена и передаче полномочий внешнему управляющему, который вправе уволить прежнюю администрацию (п. 1 стат. 94 № 127-ФЗ) и распоряжаться на свое усмотрение имуществом юрлица.

Когда вводится внешнее управление

Процедура внешнего управления начинает фактически работать после официальной передачи прав от прежнего руководителя компании новому управляющему. Утверждение кандидатуры внешнего управляющего осуществляется судом путем составления определения (стат. 96 № 127-ФЗ).

Чтобы предприятие могло воспользоваться законной возможностью процедуры, необходимо доказать суду, что восстановить полную платежеспособность реально.

Целью является не только возврат компании к нормальной жизнедеятельности, но и полное удовлетворение кредиторских требований.

Внешний управляющий – права и обязанности (стат. 99 № 127-ФЗ):

  • Распоряжаться активами банкрота согласно плану внешнего управления и с соблюдением законодательных ограничений.
  • Заключать мировой договор от имени банкрота.
  • Отказываться от исполнения ранее заключенных должником договоров.
  • Ходатайствовать в суд о признании ранее заключенных должником сделок недействительными и заявлять о взыскании причиненных убытков вследствие действий/бездействия органов управления банкрота.
  • Прочие права.
  • Принять по инвентаризации имущество банкрота.
  • Включить в федеральный реестр данные о результатах инвентаризационной процедуры в срок до 3 дней (рабочих) с момента ее завершения.
  • Составить и представить на утверждение собранию кредиторов план внешнего управления.
  • Вести в соответствии с законодательными требованиями финансовый, статистический, бухгалтерский учет и отчетность.
  • Заявлять возражения по требованиям кредиторов.
  • Принимать все возможные меры для исполнения обязательств перед банкротом.
  • Вести данные в реестре кредиторских требований.
  • Выполнять мероприятия, предусмотренные разработанным планом управления, и своевременно информировать комитет о предпринимаемых действиях.
  • Представлять собранию кредиторов в виде отчета итоговые результаты проводимых мероприятий.
  • Прочие обязанности.

Срок внешнего управления

В соответствии с нормами стат. 93 № 127-ФЗ внешнее управление вводится судебными органами на общий срок не больше 18 месяцев. Продление возможно по просьбе кредиторов банкрота, но не более, чем еще на 6 мес.

Обязательно наличие соответствующих оснований – к примеру, внесение важных изменений в утвержденный план управления или достижение реально ощутимых результатов оздоровления предприятия и т.д.

Общий срок санации и внешнего управления максимально не может превышать два года (п. 2 стат. 92 № 127-ФЗ).

Также возможно и сокращение срока внешнего управления по ходатайству управляющего или собрания кредиторов (п. 3 стат. 93). Принятие такого решения должно быть исполнено немедленно. Временные рамки стадии управления могут быть расширены для градообразующих предприятий до 2,5 лет и фермерских хозяйств, к банкротству которых привели непоправимые стихийные бедствия.

Порядок введения внешнего управления

Введение стадии внешнего управления осуществляется арбитражным судом согласно решению 1-го собрания кредиторов банкрота или на основании судебного постановления (стат. 75, 93 № 127-ФЗ).

Достаточной причиной для подобного мероприятия является наличие возможности восстановления платежеспособности юрлица.

Как и санация, внешнее управление подразумевает льготную деятельность должника, направленную на изменение приоритетов менеджмента компании с целью поиска выхода из кризисной ситуации.

С даты ввода процедуры управления прежнее руководство лишается полномочий (могут сохраняться технические функции), внедряется мораторий на кредиторские обязательства, управляющий осуществляет работу согласно законодательным правам и обязанностям, принятые ранее меры для обеспечения расчетов отменяются.

Контроль за выполнением плана внешнего управления

Подтверждение функций, возложенных на внешнего управляющего, выполняется с помощью плана управления, разработать который необходимо в срок до 1 мес. со дня утверждения кандидатуры (п. 1 стат. 106 № 127-ФЗ). Документ должен соответствовать законодательным нормам, содержать срок восстановления состоятельности банкрота и обоснования для предпринимаемых мероприятий.

О ходе проводимых действий управляющий отчитывается собранию/комитету кредиторов. Отчет представляется по итогам руководства предприятием-должником по основаниям, предусмотренным в п. 1 стат.

117 № 127-ФЗ.

Это, в первую очередь, оглашение результатов управления, полное погашение обязательств перед кредиторами, требования ряда лиц, а также другие основания для прекращения управления досрочно.

Окончание внешнего управления

Завершение стадии внешнего управления означает переход к расчетам с лицами-кредиторами или объявление предприятия-должника банкротом и, следовательно, назначение следующего этапа – конкурсного производства.

Все мероприятия, проводимые в ходе процедуры банкротства юрлица, – наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление осуществляются с учетом специфики деятельности организации.

Если компания входит в категории юрлиц, перечисленных в Законе № 127-ФЗ, необходимо руководствоваться нормативными требованиями для отдельных видов должников.

Источник: https://www.zakonrf.info/content/articles/vneshnee-upravlenie/

Управление банкротством: постановка проблемы и предложения

Управление банкротством

Широко распространенным является мнение о неэффективности процедур банкротства в России.

Причины такой неэффективности разные исследователи усматривают в разном: в недобросовестности должников, арбитражных управляющих, злоупотреблениях кредиторов, наличии ненужных процедур (наблюдение), отсутствии нужных процедур (реструктуризация долгов юридического лица по примеру, как это принято выражаться, Чэптер Элевен), контролируемости торгов, злоупотреблениях организаторов бизнеса, медлительностью или наоборот торопливостью и непредсказуемостью или наоборот негибкостью судебной системы и т.д. и т.п.

За последнее время все эти «дыры» так или иначе латают: усиливают ответственность арбитражных управляющих, развивают субсидиарную ответственность, пытаются устранить наблюдение и ввести тот самый Чэптер Элевен, пресечь практику контролируемых торгов через рассмотрение конкретных дел, заблокировать включение в реестр требований кредиторов требований связанных лиц и пр.

Стали ли процедуры банкротства от такого латания эффективнее? Вопрос, конечно же, в том, как, то есть в чем, эту самую эффективность измерять. В восстановлении платежеспособности? Нет, не стали.

В привлечении к субсидиарной ответственности? Количественно – стали. В возврате копейки на рубль? Не знаю. Думаю, что зависит от вида кредитора (залоговые или нет).

Но сейчас уже становится понятно: методом решения для повышения эффективности является практика заплаток.

Такая практика сама по себе порочна: во-первых, прорывать будет там, где еще заплатку не ставили, во-вторых, попытка все закрыть железной крышкой (отчасти это сейчас происходит с институтом субсидиарной ответственности) приведет к «выплескиванию» ребенка.

Как представляется, такая практика неэффективна еще и потому, что является запоздалой защитой, а не своевременным предвосхищением.

Что отечественная мысль могла бы предложить в качестве решения на опережение?

Можем ли мы предложить Glava 3.3, которую наши западные (и восточные, северные и южные) друзья с удовольствием будут тиражировать в будущем?

Осмелюсь попробовать. Не судите строго.

Как мне кажется, главное, чего у нас в настоящее время нет в банкротстве, так это концептуального выделения банкротства как управленческого процесса. Отсутствие такого концептуального выделения, в свою очередь, приводит к отсутствию четкого законодательного определения разрешенных контуров названного управленческого процесса в сфере разрешения несостоятельности.

Так, банкротство может рассматриваться с нескольких точек зрения: как факт, как судебное производство, как режим расчетов и, наконец, как управленческий процесс.

Если мы говорим об эффективности банкротства как управленческого процесса, то ее, как и в отношении любого другого процесса, можно измерять через соотношение трех критериев: достигнутые цели, сроки их достижения, затраченные средства.

Следовательно, первое, что мы должны определить: четкие и измеримые цели любого вида управленческого процесса в сфере разрешения несостоятельности.

Очевидно, что целью реабилитационных процедур должно быть восстановление платежеспособности (кого – должника или бизнеса – подлежит обсуждению). В свою очередь, целью конкурсного управленческого процесса – максимально возможное удовлетворение требований кредиторов.

Целью управленческого процесса в рамках процедуры наблюдения является анализ наиболее сбалансированного способа разрешения несостоятельности.

Далее – мы должны по каждому из видов управленческого процесса дать ориентиры по ожидаемому размеру затрачиваемых средств (сюда, кстати, текущие платежи тоже должны войти). Превышение такого размера будет снижать эффективность.

И третье – мы должны выработать критерии ожидаемых сроков на достижение соответствующих целей. Точно так же – превышение в минус, сокращение – в плюс.

Целесообразно сначала концептуально и далее на законодательном уровне признать следующую структуру органов управления в сфере процесса разрешения несостоятельности:

– антикризисный управляющий – менеджер;

– собрание кредиторов;

– комитет кредиторов.

В целях развития лучших практик достижения целей соответствующих управленческих процессов следует «освободить» главного управленца – управляющего, с одной стороны, но и повысить его реальную ответственность по итогам оценки эффективности проведенных процедур, с другой.

Именно чрезмерная зарегулированность и недоверие к управленцу вымывает остатки инициативы в указанной сфере управления.

Проще провести процедуру «по регламенту», чтобы никого «не задеть», что означает в большинстве случаев отсутствие заинтересованности к нестандартным подходам.

Но без конкуренции, применения новых моделей достижения целей мы вряд ли сможем увидеть новые технологии повышения эффективности разрешения несостоятельности.

Это, конечно же, не означает, что управляющий не должен нести ответственности. Напротив, должен. Более того, должен больше, чем сейчас. Но за другое – за неэффективное проведение процедуры. Иными словами, управляющий получает карт-бланш на процесс, но нестандартный в худшую сторону результат должен приводить к «разбору полетов».

В этой связи целесообразно:

– во-первых, освободить менеджера в сфере достижения целей управленческого процесса: ограничить компетенцию собрания кредиторов, как это кощунственно не звучит, сократить обжалование его действий, сократить публикации, отчетность, проверки и т.п.,

– во-вторых, ввести четкий механизм открытой (возможно, судебной) оценки эффективности проведенного управленческого им процесса, но только по итогам его проведения.

Целесообразно выработать четкие и измеряемые критерии указанной оценки.

Недостижение среднего уровня эффективности должно влечь ответственность за некомпетентность, превышение среднего уровня – привилегии, возможно, в виде «обязательных закупок» услуг, повышенного вознаграждения.

При таком подходе не должно оставаться без внимания и поведение мажоритарных кредиторов: совершение ими действий в ущерб эффективности должно давать право на иск об убытках к ним со стороны миноритарных кредиторов (аналогии с решениями в сфере корпоративного управления). Возможно, в будущем мы будем готовы и на более широкие аналогии: кодексы банкротного управления, проведение конкурсов эффективности менеджеров (команд управляющих).

Как представляется, само изменение подхода к банкротному процессу (прежде всего, управленческий процесс в сфере разрешения несостоятельности) способно показать реальную картину происходящего, а далее – ее улучшать.

Безусловно, данный пост является всего лишь набросками предложений к концептуальным подходам к управлению разрешением несостоятельности.

Его задачей является не более, чем постановка проблемы необходимости смещения целей: от невнятных с целевой точки зрения процедур и производств к целевому и измеряемому управлению.

Источник: https://zakon.ru/blog/2018/06/01/upravlenie_bankrotstvom_postanovka_problemy_i_predlozheniya

Внешнее управление при банкротстве

Управление банкротством

Внешнее управление как процедура банкротства – это один из существующих способов избежать признания организации несостоятельной и восстановить платежеспособность.

Исходя из закона о внешнем управлении, статей 93-123 закона №127 ФЗ, при успешном проведении процедуры существует возможность вытащить организацию из долгов и вернуть ее к прежнему состоянию.

Главное, чтобы введением внешнего управления занималось уполномоченное лицо, имеющее стратегию и план дальнейшего изменения компании. К плану внешнего управления в банкротстве прибегают лишь в тех случаях, когда ситуацию можно изменить.

Что такое внешнее управление

Внешнее управление при банкротстве – это совокупность определенных мероприятий, предназначенных для исправления финансовой ситуации, сложившейся на производстве. Начало проведения подобных действий возможно лишь после выдачи постановления арбитражным судом.

Согласно ФЗ, такое постановление может быть выдано лишь тем организациям, которые имеет арбитражного управляющего и реальные шансы на изменение положения.

Чтобы осуществить намеченный план по возвращении из несостоятельного производства в платежеспособное требуется конкурсный управляющий, имеющий большой опыт в подобных делах.

Согласно законодательству право на реанимацию получают немногие предприятия. Процесс начинается исключительно после решения суда и проведения финансового оздоровления. Существуют дополнительные условия для старта процесса:

  • внешнее управление как процедура банкротства имеет реальный шанс вернуть юридическому лицу состоятельность за определенный срок;
  • на основе требований кредиторов было направлено ходатайство в уполномоченный орган для старта процедуры;
  • после просмотра ходатайства было вынесено решение, на основе закона о банкротстве, что внешнее управление действительно поможет вернуть предприятие к платежеспособному состоянию.

Главный нюанс такого мероприятия – это снятие, согласно закону, всех должностных лиц с занимаемых ими постов и назначение руководителем внешнего управляющего на необходимый для решения вопроса срок.

Назначенный управляющий имеет полномочия, на основе статей о внешнем управлении в ФЗ о банкротстве, увольнять с должностей директоров, заместителей, бухгалтеров, изменять политику компании в нужном направлении.

Читайте так же:  Этапы банкротства физического лица

Финансовое оздоровление и внешнее управление: в чем разница

Обе представленные процедуры служат для оздоровления предприятия, помощи юридическому лицу рассчитаться с накопившимися задолженностями и начать новый этап в развитии компании. Важно сходство двух мероприятий – это сохранение рыночной стоимости компании. К еще одному общему критерию можно добавить назначение проведения только по решению суда.

Важные отличия начинаются с методов, которыми управляющий будет достигать финансовой независимости, оплаты долгов и выведения корпорации из кризиса. В случае финансового оздоровления управляющий оказывает ограниченное влияние, выступая в качестве антикризисного менеджера.  При старте процедуры ВУ все функции ложатся на выбранного арбитражного управляющего.

Финансовое оздоровление выступает как некая рассрочка на определенный срок с гарантиями, а управление – полноценное сочетание мероприятий с изменением стратегии ведения бизнеса, политики предприятия.

Особенность процедуры

Согласно ФЗ о несостоятельности и банкротстве, частью которого выступает внешнее управление, оно направлено не на подтверждение статуса банкрота, а на исправление ситуации. Задача конкурсного производства и назначенного управляющего состоит в составлении плана, разработке цели, выполнения всех обязательств и в завершение дела.

К особенностям внешнего управления ФЗ о банкротстве можно отнести:

  1. Согласно закону о банкротстве, внешнее управление начинается после постановления суда и не длиться более 1 года (ст.92 №127 ФЗ). Срок распространяется также на оздоровление.
  2. Назначенный управляющий становится главой компании – он решает, кого уволить, как изменить производство.
  3. План для изменения ситуации должен быть составлен за 1 месяц после назначения управляющего.
  4. Необходимо провести собрание кредиторов, подытожить все финансовые претензии к компании.
  5. По плану внешнего управления в банкротстве все претензии замораживаются до окончания выделенного срока.
  6. Любые ранее подписанные договоренности могут быть оспорены по решению управляющего.
  7. По достижении поставленной цели открывается новое дело – за 6 месяцев необходимо погасить задолженности.

Главный нюанс такого мероприятия – это его необязательность, ведь подобный период после признания несостоятельности, начинается в определенных условиях и только после решения суда.

Какой срок отводится на проведение процедуры

Федеральный закон Российской Федерации предусматривает ограничение на проведение оздоровительных мероприятий и процедуры банкротства предприятия. Общий этап банкротства может занимать до 2 лет, срок внешнего управления при банкротстве не может превышать 18 месяцев.

Читайте так же:  Отказ должника от заявления о банкротстве

Продлить внешнее управление в деле о банкротстве возможно в случае изменения запланированных действий, внесения важных корректировок, которые повлияют на конечный результат дела. Максимально суд может увеличить период на 6 месяцев. Помимо увеличения, по ходатайству кредиторов или управляющего, срок может быть уменьшен.

Период банкротства фермерских, градообразующих или предприятий, пострадавших от природных бедствий, изначально увеличивается до 2,5 лет.

Стадии банкротства внешнего управления

Конкурсный управляющий отвечает за составление подробного плана, который будет последовательно выполняться на всех стадиях получения статуса несостоятельности. Внешнее управление при банкротстве состоит из следующих стадий:

  • поиск, согласование и наём управляющего;
  • разработка этапов, постановление цели для дальнейшей работы;
  • стадия создания плана для финансового оздоровления;
  • провести собрание кредиторов, согласовать цель внешнего управления при банкротстве и обсудить намеченные мероприятия для восстановления компании, по необходимости внести коррективы;
  • старт запланированных мероприятий;
  • завершающая стадия в виде исполнения данных кредиторам обязательств.

Для того чтобы управлять процессом необходимо иметь тщательно разработанный пошаговый план, следуя которому, можно добиться положительного результата. Чтобы приостановить процесс признания несостоятельности в разработанном плане действий должны быть прописаны следующие этапы:

  • пошаговые действия, влияющие на восстановление платежеспособности;
  • все данные обязательства кредиторам, оговоренные сроки приведения их в действие;
  • набросок сметы на реализацию;
  • четко оговоренный срок, за который проблема с неплатежеспособностью будет ликвидирована;
  • факты, аргументы, которые подтверждают, что вернуть финансовую стабильность предприятию реально;
  • описание функций всех взыскателей и комитета, одобряющего действия несостоятельного предприятия.

Назначенный управляющий должен постоянно составлять отчеты и рассказывать о совершенных действиях кредитором, если они изъявляют желание их просмотреть.  По завершении всех стадий банкротства, внешнее управление можно считать успешным, если предприятие вернуло статус платежеспособной организации и расплатилось по всем накопленным ранее долгам.

Пошаговый алгоритм действий для выведения предприятия из состояния финансового кризиса

Внешнее конкурсное управление при банкротстве – это совокупность этапов и стратегического планирования, которое может поспособствовать восстановлению финансового положения предприятия. Для выведения предприятия из кризисного положения требуется следовать такому алгоритму действий:

  • в первый день введения ВУ требуется поставить в известность руководителей предприятия;
  • за 10-дневный срок направляется заявление о присвоение статуса несостоятельности;
  • права на руководство и принятие решений передаются управляющему;
  • в течение 1 месяца проводится собрание кредиторов для обсуждения дальнейших действий;
  • все организации, которые выдавали кредиты предприятию, получают извещение о начале оздоровительного процесса;
  • проводится собрание всех сотрудников;
  • бухгалтер и аудитор организации привлекается к разработке и обсуждению дальнейшего плана действий;
  • проведение инвентаризации и последующий анализ финансовой ситуации;
  • принятие от кредиторов претензий, проведение еще одного собрания для обсуждения;
  • составление отчетности, передача ее кредиторам и в суд;
  • проведение оздоровительных мероприятий;
  • подготовка итогового отчета за все время ВУ и предоставление информации суду, кредиторам.

Читайте так же:  Банкротство и финансовая реструктуризация

Подобное пошаговое проведение внешнего управления касается всех предприятий, которым была дана попытка привести финансовое положение в порядок.

Какие могут быть последствия

В ситуациях, когда суд вводит внешнее управление и назначается новый управляющий, который должен решить проблему, все руководство переходит в его руки. Одними из важных последствий для компании является смена власти, получение новым управляющим полномочий переставлять персонал с должности на должность, увольнять сотрудников.

Помимо этого, существуют дополнительные последствия:

  1. Все руководители, собственники имущества теряют свои права и складывают полномочия по велению управляющего.
  2. Любые подписанные ранее соглашения с кредиторами отменяются.
  3. Все выдвигаемые требования по оплате задолженностей, регулярных платежей и другим долговым обязательствам попадают под запрет. Исключением могут быть законодательно установленные случаи.

Начинать процедуру банкротства необходимо только в крайнем случае, когда других вариантов не остается, а мировое соглашение не подписывается.

Согласно ФЗ о несостоятельности и банкротстве, внешнее управление вводится для проведения реабилитационных мероприятий и возвращения предприятия к финансовой стабильности. В случае успеха ВУ компания начинает рассчитываться с задолженностями.

А в ситуациях, когда примененная стратегия не дала результатов судом устанавливаются дополнительные меры для удовлетворения кредиторов.

Источник: https://bankroty.su/vneshnee-upravlenie-pri-bankrotstve/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.